Главная / Культура / Вышли в свет американские лекции Аксенова по русской литературе

Вышли в свет американские лекции Аксенова по русской литературе

Каждую среду известная писательница Анна Берсенева, не пропускаю ни одной новинки, знакомит нас с книгами, которые, по ее мнению, это невозможно не заметить в общем потоке

Со странным чувством я взял в руки “лекции по русской литературе” Василий Аксенов. Причина этой странности, я, однако, ясно. Книг подобного рода привычно относят к разряду научных изданий, но если вы дружите с близкими друзьями автора, и Василий Павлович, хоть и не друзей, но видел его живым, а не академической обстановке, а затем спросите себя: является частью моей жизни уже с богатой историей? Похоже, что так.

У меня осознание этого-радость и вот почему: когда автор ведет жизнь, которая является общей для всех его коллег по литературному делу – идет в редакцию, приложив свои произведения в печати, ссоры с другими писателями или помогает им, посвящено выходу новой книги – не слишком много людей понимают его масштабов. Но когда люди увидят воочию, что каждое проявление его лицо стало фактом культурной истории, масштабы этого окончательно проясняет для многих людей.

Лекции Василий Аксенов читать в Университете Джорджа Вашингтона (Вашингтон, США) в 1982 году, являются прямым свидетельством этого. Их запись была обнаружена в архиве писателя его племянник А. Toulom, и когда издатели сделали стенограмму, многие сомневались, стоит ли публиковать их.

Да, Фельдман рассказывает о знаменитых русских писателей ХХ века – Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, в Владимов, Распутин и другие – но его лекции настолько далеки от академических, литературоведения, культурологии в их здравый смысл, который был и страх: не спрашивай, читатель, почему все эти авторы должны предстать перед ним в Аксеновская восприятия.

Теперь очевидно, что такое восприятие, яркий, точный, живой, блестящий, как и сам Аксенов, дал появление писателей, которые стали героями в своих лекциях, и особенности.

Чтобы увидеть их в эти черты, это не достаточно, чтобы быть их коллега должен обладать безупречным вкусом в литературе и не имеет в сердце зависть. Итак, оба эти качества Василий Павлович показал в своей лекции в полном объеме.

Есть еще один важный признак, который уже очевиден в таблице содержания. Тот факт, что Аксенов рассказал американским студентам не только о писателях, может быть, не столько о них, но в первую очередь о знаковых литературных явлений, непосредственный творец или прямым свидетелем которых он был. “Эстрадная поэзия”, “новый мир” и “октябрь”. Противостояние”, “сельские жители”, “Подписаанное”, “европейское сообщество писателей”, “после событий 68 года в Чехословакии” – это только некоторые из его лекций. И говорит он все это как участник событий, что литературный процесс не уменьшается.

Например, в лекции “окружающая среда “оттепели”, он вспоминает, как в 1955 году, вошла в реку и стала на якорь английская эскадра, и какое невероятное событие это было для молодых людей, которые выросли при Сталине и побоялся упомянуть о том, что их родственники были на оккупированной территории, не говоря уже за рубежом.

Как Молодой Ленинград “расхватали где-то и были увели” этих мужчин “в полном объеме, немыслимо, жутко люблю”, а в ресторане Чабанова на Петроградской стороне играл оркестр слепых евреев, и английские моряки пили водку, и “все началось с разминки, развязались языки, и некоторые русские придумали и начали петь это долгий путь к Типперэри в России, и оркестр играл для слепых”. Фельдман видел все это, он был среди пели, смотрели шоке британские моряки эту песню… он знал, что в условиях “оттепели”, и поэтому ей посвящена лекция, лекция-бесценно.

Есть некоторые очень важные вещи должны быть понятны тому, кто возьмет в руки эту книгу. Теперь, спустя почти полвека с тех пор, как Аксенов читал свои лекции, большинство молодых людей в России примерно в том же положении, в каком были тогда американские студенты и окружающей среды “оттепели”, и противостояние литературных журналов, и это означало, что эмигрантская литература на эту сторону “железного занавеса” – все эти миллионы современных русских людей абсолютной терра инкогнита.

Им, молодым, многое из этого ложь, создание советского мифа. И Василий Павлович Аксенов не врет. И мы можем позавидовать тем, кто вступает в светлом территории российской литературы ХХ века в его музыке.

“Лекции по русской литературе”, м.: Москва, Эксмо, 2019

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*