Главная / Экономика / Успеть до полуночи: Москва и Киев начали подписывать газовое соглашение

Успеть до полуночи: Москва и Киев начали подписывать газовое соглашение

Тексты соглашений между Москвой и Киевом на транзит российского газа в Европу не доработаны и согласованы. “Борьба за каждую запятую”, — сказал глава “Нафтогаза” Андрей Коболев. Можно сказать, что судьба транзита в вопрос? По мнению опрошенных “МК” экспертов, говорить о массе технических и правовых конфликтов, что стороны будут разрешать. И даже если не до Нового года, затем “настройка” задним числом. Ни Россия, ни Украина интересует другой сценарий, слишком много стоит на кону.

фото: ru.wikipedia.org

На столе в рамках Венских переговоров по газу делегации двух стран уже провели четыре дня. Работа идет, мы должны спешить. Почти от рассвета и до поздней ночи участники обсуждают три документа. Одним из них является соглашение между нового оператора газотранспортной системы (ГТС) Украины и “Газпрома”. Он определяет технические регламенты и правила взаимодействия с операторами смежных сетей. Второе соглашение, которое “Нафтогаз” и “Газпром” признал исковые требования регулируемым договорам в 2009 году. Третье соглашение между двумя компаниями об организации транзита.

В последнем случае, как пояснил Андрей Коболев, мы говорим об условиях поток газа через украинскую ГТС на определенную сумму в течение ближайших пяти лет. “Газпром” или другая компания для перекачки дополнительных объемов в течение этого периода или после него. Но договор фиксирует стоимость транзита, который готов предоставить “Нафтогазу”.

“Мы понимаем, что в какой бы срок не был подписан такой договор, если он построен “Северный поток-2″, для обеспечения его реализации будет крайне проблематично. О том, как уменьшить такой риск, на самом деле, сейчас ведутся переговоры с участием наших юристов”, — сообщил украинский топ-менеджер.

20 декабря Москва и Киев подписали пакетный протокол о намерениях. В соответствии с ним для продолжения транзита “Газпром” заключить с “Нафтогазом” контракт, согласно которому эта книга способна перевозить до 65 млрд кубометров газа в 2020 году и 40 млрд куб. м в 2021-2024 годы. Обе стороны пытаются очень конструктивно и эффективно действовать, заместителя директора по газ проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Когда нужно соглашаться на эти стратегические документы, там будет много юридических вопросов. Главная задача — исключить риск того, что соглашение будет неправильно истолковано или использовано. Это обстоятельство, напоминает собеседник “МК”, связано и нынешних сложных геополитических условиях.

“Заметьте, в последние годы переговорный процесс, и в духе паникер, комментируя только г-н Коболев, — говорит Гривач. — Однако, он не стал подписывать протокол, не участвовал в переговорах.”

В принципе, продолжает эксперт, чтобы сорвать подписание нового межправительственного соглашения о транзите газа способно это какой-то чудовищный форс-мажор. Основные шаги навстречу друг другу уже сделаны. Правительство Украины одобрило проект соглашения с “Газпромом” об урегулировании взаимных претензий. Свою часть обязательств Российской компания выполнила, выплатив Нафтогаз на 2,9 млрд. долл. Сейчас украинский газовый монополист должен отозвать все иски на арест имущества “Газпрома”.

“До Нового года подписать, это неизбежно, — говорит генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Каждая сторона боится, что ее обманули. Соответственно, участники венской встречи пытаются защитить себя с юридической точки зрения. Но отказ от транзита они наверняка не нужно: даже если мы предположим, что не будет соответствовать графику, то “настройка” задним числом”.

Кстати, технически, чтобы прекратить транзит легко. По мнению Алексея Гривача, для Украины это достаточно закрутить вентиль на границе с Россией или с ЕС. Проблема в том, что местные ГТС не в состоянии функционировать в такой аварийный режим обратного в течение длительного времени. Это чревато износа оборудования или даже отказ от некоторых его частей. Ну, имидж Киева как транзитной страны будет нанесен непоправимый ущерб. Однако, репутация Москвы может пострадать не меньше.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*