Главная / Экономика / «Сумма» отрицательных капиталов

«Сумма» отрицательных капиталов

Что предшествовало аресту Зиявудин Магомедов?

Любое толкование недавний арест основателя группы «Сумма» Зиявудин Магомедов будет неполной, если не принимать во внимание тот факт, что в последние несколько лет его бизнес испытывает серьезные финансовые трудности.

Во время последнего экономического кризиса, ряд ключевых компаний «Суммы» появился в убытки и долги измеряются миллиардами рублей, хотя это не помешало Зиявудин Магомедов сказать, все новые мега-проекты, рассчитывая на привычную поддержку государства. Но в условиях тотального сокращения бюджетов «кормовую базу» российский политический капитализм резко сузились, и в этой ситуации выйти из игры, его слабые стороны были почти неизбежны.

Если судить о состоянии бизнеса Зиявудина Магомедова в рейтинге российских миллиардеров по версии Forbes, может показаться, что последние два года был основным владельцем «суммы» чрезвычайно успешным. В кризисном 2015 году Магомедов покинул первую сотню рейтинга, опустившись с 84 по 116-е место и потеряв треть государств (800 млн до $ 1,2 млрд годом ранее). Но в 2017 году Forbes оценил активы Зиявудин Магомедов в 1,4 миллиарда долларов, поместив его на 63 место в рейтинге столь высокое положение дагестанского миллиардера никогда не оккупировала.

На самом деле экономический кризис принес «сумма» ряда непрерывных проблем.

Существование оффшорных счетов, которые отображаются в бюджет, отдельно акцентируется обвинения против Зиявудин Магомедов

Новороссийск фронта

Первый удар кризиса пришелся на крупнейший в России Новороссийский морской торговый порт (НМТП), основными собственниками которых сумма внесенных 2011, владеющие на паритетных началах с государством «Транснефти» контрольный пакет акций. В 2014 году, чистый убыток НМТП по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) составил 415 млн. долларов США, увеличившись в четыре раза по сравнению с предыдущим годом. Компания заявила, что это неденежные расходы курсовые разницы в связи с резким падением курса рубля.

[добавьте]https://twitter.com/ru_rbc/status/981180450419830786?ref_src=twsrc%5Etfw[/добавьте]

В 2015 году Группа НМТП, в которую также входят масло Приморск торговля правления и крупный контейнерный терминал в Калининградской области, удалось увеличить консолидированный оборот почти 140 млн. тонн, что стало лучшим показателем за семь лет, чистый убыток группы таким образом снизился до 83,4 млн долларов.

Сумма иска к ОАО «НМТП» за поддержание монопольно высоких тарифов составил почти 10 млрд рублей

В марте прошлого года НМТП объявила о получении чистой прибыли по итогам 2016 года в рекордные 42,4 миллиарда рублей, но в действительности такие впечатляющие финансовые результаты немедленно допрошен антимонопольных органов.

Ровно год назад ФАС направила ряду российских портов, в том числе НМТП, требования с требованием перечислить в бюджет доход, полученный в результате злоупотребления доминирующим положением на рынке. Сумма иска к ОАО «НМТП» за поддержание монопольно высоких тарифов составил почти 10 млрд рублей.

После НМТП удалось выиграть серию ФАС корабли, новые претензии были не за горами

Требованиям антимонопольного ведомства приняли участие в политической точки. На совещании по вопросам развития транспортной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа рассказал глава ФАС Игорь Артемьев президента Владимира Путина о том, что некоторые российские порты, в первую очередь, НМТП, игнорируя его неоднократные просьбы установить тарифы на свои услуги в рублях. «Сью, и я не могу перевести любым способом, в рублях, ни даже горизонты не можете изложить на эту тему», – сказал Артемьев.

Развитие сюжета было вполне предсказуемо. После НМТП удалось выиграть серию ФАС корабли, новые претензии были не за горами, и получил от налогов. В начале марта в порт было отправлено налоговой проверки за 2014-2015 годы, по результатам которой ОАО «НМТП» была начислена по искам об уклонении от уплаты налогов на общую сумму 9,6 млрд рублей.

[добавьте]https://twitter.com/ru_rbc/status/980746221798047744?ref_src=twsrc%5Etfw[/добавьте]

На этот раз, появилась информация, что «сумма» и «Транснефть» готова к давно назревавшему «развод». Впервые о нем заговорили в начале 2013 года, когда президент «Транснефти» Николай Токарев заявил ущемление интересов его компании в НМТП, затем против тогдашнего генерального директора порта, Словении рад Antolovich, было возбуждено уголовное дело и он покинул Россию.

Эта история разворачивалась параллельно с другой нашумевшая история в свое время – удаления из всех многочисленных проектов кузен Зиявудин Магомедов, бизнесмен Ахмед Билалов, который возглавил совет директоров госкомпании «Курорты Северного Кавказа».

Ахмед Билалов и В. В. Путин. Фото: РИА Новости

Первый открытый конфликт между группой «Сумма» и «Транснефти» в НМТП был потушен, но больших претензий со стороны контролирующих органов могут активизировать свои отношения. В конце прошлого года в качестве генерального директора НМТП вышел представитель «Суммы» Султан Батов, а затем стало известно о готовящейся покупке «Транснефти», поделитесь вашим партнером.

В прошлом году правительство вновь объявило о планах продать 20% НМТП на 30 млрд рублей

Первоначально, входя в капитал порта Зиявудин Магомедов, скорее всего, рассчитывали на противоположный сценарий, который предусматривал покупку «сумму» 20 процентов доли государства в НМТП, который власти уже давно планировали продать.

Но «Транснефть» упредил несколько лет назад событий, купить на открытом рынке большой пакет акций в НМТП и став его крупнейшим акционером. В прошлом году правительство вновь объявило о планах продать 20% НМТП на 30 млрд рублей, а «сумма» денег, кажется, был уже очень тяжелый, и остальные претенденты на госпакет не выявлено.

В долговую ловушку

В еще более сложной финансовой ситуации, была ключевой актив «Суммы» на Дальнем Востоке и организация холдинг ДВМП, основная часть которых Зиявудин Магомедов в свое время приобрел у бизнесмена Сергея Генералова, основателя группы «Промышленные инвесторы».

[добавьте]https://twitter.com/SeaNews_ru/status/980691674656624640?ref_src=twsrc%5Etfw[/добавьте]

Начиная с осени 2016 года холдинга головная компания – Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) – допустила ряд дефолтов по облигациям, и, чтобы спасти положение за счет другой крупный актив «Суммы» – Объединенной зерновой компании (ОЗК), где холдинга Зиявудина Магомедова владеет 50% минус одна акция.

Для того, чтобы обеспечить Феско очередной кредит, акции ОЗК пришлось поставить в банк ВТБ, и в то же время ипотечные кредиты стали акции компаний, входящих в структуру транспортной группы FESCO.

Строительный бизнес «суммы» на протяжении многих лет, при условии проведения крупных государственных контрактов

Но все это не мешает «общей» борьбы за новый «приз» в логистическом бизнесе – 50% акций крупнейшего российского контейнерного оператора «Трансконтейнер», в котором «сумма» уже владеет долей до 25,07%. Обладателем заветного пакета акций «Трансконтейнера» являются РЖД, но «сумма» настаивал на том, что приватизация этого пакета с последующей интеграцией компании в свой бизнес в транспортно-логистической отрасли даст мультипликативный эффект в 560 миллиардов рублей.

Были серьезные проблемы и строительного бизнеса «сумма», которая на протяжении многих лет при условии проведения крупных государственных контрактов. В 2016 году, два ключевых предприятий в этом направлении, «Стройновация» и ОАО «Глобалэлектросервис» столкнулось с резким падением доходов и зафиксировал большие убытки, которые им пришлось перейти на обычные бизнес Зиявудина Магомедова способ увеличения долговой нагрузки.

[добавьте]https://twitter.com/rns_online/status/894872687977353216?ref_src=twsrc%5Etfw[/добавьте]

В 2016 году компания «Стройновация» не выиграл ни одного контракта, «Глобалэлектросервис» можно сделать вывод только относительно небольшие контракты с «Ленэнерго» и Федеральной сетевой компании в размере 1,1 млрд рублей. К этому можно добавить несколько потерял контракты: по делу отказался от сотрудничества с «Стройновация» Храброво-аэропорт в Калининграде, и «Русгидро» разорвал контракт с «Глобалэлектросервис» строительство ТЭЦ в г. Советская Гавань на Дальнем Востоке.

В результате этих неудач Зиявудин Магомедов оставил Форбс «приказ короля», в котором до недавнего времени входит в пятерку лучших.

Большие долги приобретенной компании «Суммы» в телекоммуникационном секторе

Незадолго до кризиса Магомедова планирует объединить все свои строительные активы под «зонтиком» новая управляющая компания «Трансинжиниринг». Но в мае прошлого года сообщалось, что «Стройновация» и «Глобалэлектросервис» может быть продан. Общий портфель заказов оценивался в то время в 130 млрд рублей, но стоимость этих активов, по оценкам аналитиков, минимум на 1,2-1,9 млрд рублей на «Стройновация» и символический один рубль за «Глобалэлектросервис» с его историей тяжелой задолженности.

Большие долги приобретенной компании «Суммы» в телекоммуникационном секторе, который в то время также имели большие преференции от государства. В 2006 году компания «Сумма Телеком» неожиданно игроков на этом рынке, получила частоты в диапазоне 2,5–2,7 ГГц по всей стране для развития сети WiMAX.

[добавьте]https://twitter.com/ru_rbc/status/788048369411325952?ref_src=twsrc%5Etfw[/добавьте]

Однако, в будущем, основной технологией мобильного интернета стало стандартом LTE (сети 4G), подходят, в которых «Сумма Телеком» не удалось. За последние несколько лет компания несла сплошные убытки, и в 2016 году под банкротство из-за долга по векселям в размере 3,7 млн. долл.

Специфика бизнеса Зиявудина Магомедова вступил в конфликт с политикой деофшоризацию крупных компаний

Обратная сторона непрозрачности

Что финансовое положение «сумма» близка к критической, некоторые экономические аналитики говорят в частных беседах пару лет назад. Однако, чтобы подтвердить или опровергнуть эти предположения было невозможно, поскольку «суммы» не была публичной холдинговой компании и не представил консолидированную финансовую отчетность.

О состоянии бизнеса Зиявудина Магомедова можно судить лишь по данным отдельных компаний, которые были включены в орбиту «сумма». Но эта информация была лишь фрагментарно, поскольку компании, входящие в «Сумма», часто стоял оффшорных бенефициаров.

[добавьте]https://twitter.com/webvybory20xx/status/920978100686426113?ref_src=twsrc%5Etfw[/добавьте]

В то время как Магомедов постоянно обнаруживаются новые проекты, в том числе за пределами России. Самым громким из них стало участие в создании высокоскоростной вакуумный поезд в Hyperloop, в партнерстве с американским предпринимателем Элоном Маском. Похоже, что в последние Зиявудин Магомедов нашел родственную душу.

Маска компании, в первую очередь производитель электрокаров Tesla, как известно, также генерировать значительные убытки и приобрести долг, но им удается держаться на плаву, не в последнюю очередь благодаря обширной отношения своего основателя и громких общественных отношений инновации.


Зиявудин Магомедов: летающий Гиперпетля грузовик — принципиально новый вид транспорта

Но в России, специфика бизнеса Зиявудина Магомедова в какой-то момент, видимо, вступил в конфликт с заявленными правительством и лично президентом Владимиром Путиным курс на деофшоризацию крупных компаний.

В последнее время риторика властей отношение к переводу бизнеса из офшоров в российскую юрисдикцию, заметно поутихла, но, возможно, это был просто отвлекающий маневр. Существование оффшорных счетах, на которых отображаются бюджета, отдельно акцентировано обвинения против Зиявудин Магомедов, и его разработка – создание преступного сообщества под видом группы компаний «Сумма» – однозначно говорит о том, что планы по деофшоризации российского бизнеса, в первую очередь, связанные с госзаказами не будет заморожен.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*