Главная / Культура / Русский Брандо: 20 ноября 1927 года родился великий актер Михаил Ульянов

Русский Брандо: 20 ноября 1927 года родился великий актер Михаил Ульянов

Он был актером, который, как выражается критик Валерий Кичин, были “подвластны любые краски — от высокой патетики до гротеска, от народной драмы до цирковой эксцентричнее”. Он был человеком, который знал

Владимир Вестерман

“…умение жить, не мешая другим, умение приносить пользу, не требуя взамен лавровых венков, способность делать своими силами, радостями других людей и бед. Это способность жить мудро свою жизнь, не наказывает никого, не испортив никому жизнь, вот это, я думаю, культуры, персональной основе. И, возможно, это также следуя традициям, законам, вере.”

В течение многих лет он служил в театре Вахтангова, отстаивая свои великие традиции. Когда он стал его художественным руководителем, писал:

“Наша цель-защищать театр как храм культуры. Чтобы захватить эмоциональное тяготение зрителя – это гарантия успеха. Все театры сейчас находятся в поисках, может быть, очень простого сценического действия, которое приведет в зрительные залы людей, жаждущих понять кто мы сегодня, что нам нужно, чтобы его человеческая высота, его необходимо в жизни”.

Роли в кино, играл в них несколько десятков. И широту его диапазона такие, что дух захватывает. Критики повсеместно сломанные перья для того, чтобы определить это уникальное явление – как это возможно, что один человек с такой силой, играли все и все от “жестких руководителей, сильных и волевых людей” до “трусливых стукачей, и есть драматурги”. От неукротимой Егор Трубников, председатель одноименного фильма (1964) в жестоких, трагических, печальных Митей Карамазовым в pirovskih “Братья Карамазовы” (1968). Митя Карамазов, пожалуй, вообще лучший Митя и не только в национальный театр или кино (который позже был доставлен сериал, основанный на этом романе). А он кричит, харкая на пол (что и привело к путанице, например, Сомерсет Моэм – Ох, эти русские, однако, в восхищении, тоже) – так что только читатели могли, со всей страстью, силой своего характера.

В полководец Георгий Жуков, Ульянов перевоплотился 12 раз: “освобождение”, “блокада”, “выбор цели”, “победа”, “Битва за Москву” и другие. Григорию Czarnota в двух частях “бег” (1970) по одноименной пьесе Михаила Булгакова по сей день остается одной из самых увлекательных персонажей Ульянов. И драматург Ким Есенин в “теме” Глеба Панфилова (1979) с такой силой, страдал от сознания Жизнь прожита зря и впустую талант, что фильм был отложен на шесть лет, говорят, что такие драматурги в СССР не бывает. Помню и Сергея Абрикосова “частная жизнь” (1982) – большая голова, уволен и не зная, как теперь жить, государство предполагаемой глобальной катастрофы; и мститель Иван Афонин, бывший железнодорожник, стреляет из снайперской винтовки в фильме “Ворошиловский стрелок” (1999) неисправимых негодяев, которые надругались над его внучкой. И в роли мафии “отец” (“Антикиллер”; 2002) Ульянов, по его признанию, пародирующая один из его любимых актера Марлона Брандо.

Возможно, как ни странно, белые пятна в биографии этого выдающегося художника тоже: несмотря на то, что он играл Антония в постановке шекспировской пьесы “Антоний и Клеопатра”, Ричард III в одноименной пьесе, Степана Разина и Наполеона Первого, Бригелла в “Принцессе Турандот”, Ивана Горлова в спектакле “фронт”. Однако, не все персонажи, которые он описал в своих четырех книгах и дневниках, без каких-либо исключений впервые опубликована в 2010 году.

Хронология и главные события в жизни “общественного Ульянова” хорошо известны, но напомнить их хотя бы вкратце.

Родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак, Муромцевский район, Тарский округ Сибирского края (ныне Омская область). Детство и юность провел в городе Таре, которая является их родиной. Отец, председатель колхоза, в 1941 году ушел на фронт.

Окончив два курса Омской студии, будущий народный артист отправился в Москву и в 1946 году он поступил в театральное училище имени Б. В. Щукина.

После окончания училища в 1950 году Михаил Ульянов начал играть на сцене Театра имени Евгения Вахтангова, на долгие годы связав с ним свою творческую жизнь. Его роль была немедленно определена и четко: молодой социальный герой, достоверный, современный, сегодняшний. Но не только это. Среди его образы прославившийся ролью Рогожина играл в первый раз в 1959 году в инсценировке романа Ф. Достоевского “Идиот”. В том же году был одним из самых важных событий личной жизни: после нескольких лет настойчивых ухаживаний Ульянов женился на актрисе театра. Вахтангова Алла Парфаньяк (1923-2009). В следующем году у них родилась дочь Елена. Михаил Александрович вспоминал:

“Когда в 1950 году я был принят в Вахтанговский театр, я начал играть много… я играл спектакль Кирова “крепость на Волге”…. Я был очень zagulnym гусар, но спутники не отставали, и — “ехал на ярмарку ухарь-купец, ухарь-купец, удалой молодец”. “Остановитесь на минутку, ухарь”, — сказал старший. Я был его ум, а потом опять — “в красной рубахе, веселый и пьяный.” И снова повесил свою судьбу на тонкую ниточку, которая могла в любой момент быть нарушена. Но в то же время привело меня, как океанская волна, тянула, как магнитом, к актрисе нашего театра, красавице и умнице Алле Парфаньяк. Эмоций — море. Алла вышла замуж. И кто я? Малограмотный сибирский крестьянин? Ни дома, ни дома? Но, к моей великой радости, она посмотрела, посмотрел и пожал мою руку, а потом сердце не выдержало. Еще одно редкое качество-эта женщина — сила воли. Это ты спасла меня”.

1960-е годы — время оттепели и время видных персонажей в кино. И знаменитый Трубников, и Митя Карамазов, и вообще Charnota, и маршал Жуков, и многих других работ, написанных в тот же фонд отечественного кинематографа, что из золота высшей пробы…

Много работал на телевидении и радио с такой же самоотдачей, как в кино и в театре. Телесериалы, радио-шоу. Читать “я пришел дать вам волю” Шукшина и “Мертвые души” Гоголя, “Очарованного странника” Лескова и “Роковые яйца” Булгакова, “Василия Теркина” Твардовского и “баня” Маяковский… десятки литературных шедевров было читать.

В сентябре 1987 года, с полной поддержкой команды был художественным руководителем Театра Вахтангова. И тут, как говорится, по списку, что такой влиятельный человек несколько даже чрезмерное: секретарь Союза кинематографистов СССР (1986-1987), Председатель Правления Союза театральных деятелей России (1986-1991), председатель Союза театральных деятелей России (1991-1996). 1996 — почетный председатель Союза театральных деятелей России, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Он был избран депутатом перестроечного СССР (1989-1992), и сам себя избрал автор многих статей на одном, на самом деле, тема: “дальше так жить нельзя как мы живем.” Там была надпись на двери кабинета лауреат всех государственных и театральных премий: “скорая помощь Ульяновск”. Михаил Александрович лично никогда не хотел ничего, но помочь никогда никому не отказывал. Так это было, вспоминает его дочь, Елену Александровну:

“В коридоре на стене у моего отца висел список имен людей, которых он должен был помочь, он постоянно пополняется и обновляется. Я назвал ему список добрых дел, имена людей, которых он будет пересекать только один раз смогла помочь человеку. Звание неважно. Ох и помочь землякам — это не предусмотрено. Я помню, был случай: на гастролях в Омске на сцене после спектакля, девушка встала и дала ему кружку с его изображением. “Ты спас мою жизнь. Спасибо!” – сказала она. Оказалось, несколько лет назад она перенесла тяжелую операцию на сердце. В Омске на тот момент таких не было выполнено, и родители девушки родом из тары, и кто-то посоветовал им обратиться за помощью к Ульянову. Эти первые сомнения: где мы и где Ульянов! Но потом он нашел его телефон, и, конечно, папа договорился в Москве об операции. Помогли и забыли, потому что такие случаи были не сотни или тысячи — миллионы!”

М. А. Ульянов написал четыре книги: “Моя профессия” (1975), “работаю актером” (1987), “возвращение к себе” (1996), “приворотное зелье” (2001). Он был талантлив, не обходя острые углы на пределе, как говорится, “журналистский драйв”, рассказал “о времени и о себе”, хотя и не такой избитый ход.

Не был Майкл вечером 26 марта 2007 года. Он уехал в 80-м году своей легендарной судьбы в Центральной клинической больнице Москвы. Он был похоронен 29 марта на Новодевичьем кладбище.

Памятник на могиле артиста был открыт 26 сентября 2008 года. Талантливые авторы памятника изобразили Ульянов на сцене Вахтанговского театра.

Более полувека он выходил на сцену.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*