Главная / Культура / Российские ученые поставили нейроэстетический эксперимент на любителях картин

Российские ученые поставили нейроэстетический эксперимент на любителях картин

Искусство заставляет нас думать и чувствовать. Это было подтверждено научно. Neuroesthetics экспериментальную область исследований, которая возникла на Западе в 1990-х годах, — позволяет понять, как человеческий мозг реагирует на искусство. Недавно в России прошли первые исследования в этом направлении: художник Марина Звягинцева предложил Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, чтобы провести эксперимент. В нем приняли участие десять человек. Одним из них был корреспондент “МК”. Революционные для науки результаты, представленные в новом пространстве Инарт пивоварня.

— Хотите знать, как работает ваш мозг, когда вы смотрите на картину? спросил художник Марина Звягинцева в марте. Я собираюсь определить это с помощью науки. Десять человек пять неподготовленных зрителей, далеких от искусства, и пять подготовленных, которые постоянно ходят на выставки, как вы. Войдут пять экспертов?

Согласился без колебаний.

…И вот я в институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской академии наук. После прохождения паспортного контроля, следуйте улыбается, но неразговорчивая девушка в очках. Анна Debrecina, сотрудник лаборатории высшей нервной деятельности человека можете перемещаться по бесконечным коридорам с закрытыми глазами. В одном из приоткрытой двери в клетках лабораторных мышей, бегавших вокруг, и люди в белых халатах измеряли листают какие-то бумаги. Ощущение погружения в роман в духе увеличивает Стругацких.

Но я уже ждала машина для анализа активности головного мозга — электроэнцефалография (ЭЭГ). Анна укладывает меня в кресло и смазывает головку с токопроводящим гелем для чтения лучше читать. Закрепляет датчики на голове, висках и щеках. Носит ткань шлеме, как космонавт, шлем, торчащий из проволоки.

— Постарайтесь не ерзать на стуле и часто не моргай, – говорит нейробиолог и сняты с небольшую комнату, чтобы посмотреть на меня через большое окно и отслеживать Ваши данные на компьютере.

Иди! Эксперимент начинается. Появляются на экране… пикселей. Цветные квадраты сначала вводят в недоумение. А через минуту думаю: может, купить блузку, который находится в тени или обои. После того как на экране появляется картина, и становится понятно, что до этого показывали ее pixeltown копия.

Передо мной — знакомый и не очень картины Марина Звягинцева: картина в технике монотипии. Некоторые работы — аннотация: цвета смешиваются, как будто в глубинах моря. Другим — в переносном: в “перетекающего” цвета угадываются невооруженным силуэт человека голова в наушниках, силуэт девушки, принимая ванну… есть мысли, ассоциации, чувства. Каждое изображение отображается в течение 3-5 минут, так что времени для погружения в и найти неожиданные параллели. Один из них-человек, как бы обнимая красочные волны. В течение нескольких минут, кажется, что Фродо, надевая кольцо и погружаясь в другую реальность… ваше подсознание, похоже, ведет в голливудском фильме. И абстрактной живописи, как облака, меняется, когда вы смотрите на него долго и внимательно.

Исследование заняло полчаса. Самой большой проблемой было просто не моргать и не менять позицию. И еще — волосы, смоченные гелем. Тогда мне предложили сдать письменный тест и обратите внимание, что каждая работа: нежным или жестоким, чистые или грязные, тихо или громко, и т. д. Критерии, мягко говоря, неожиданным. Пришлось ждать результатов.

Ученые обработали данные за месяц. В группу экспертов, критиков и журналистов, освещающих события в мире искусства, в то время как вторая бригада из двух строителей, электрик, юрист и бухгалтер. Открыл результаты, представленные на выставке “нейронный код: восприятие искусства” в новом пространстве галереи Инарт Ксения Подойницына. На стенах рядом с картинами Марина Звягинцева представлены таблицы, диаграммы, графики и видео-интервью с участниками. Работы как альфа-, бета-, тета – и дельта-ритмов, без ста грамм не разобраться. Они отведали вина, Марина доходчиво объясняет:

— Эти красные и синие круги — мозг, вид сверху. Перед нами — сводная таблица. Результаты показывают, что подготовленный зритель очень эмоционально реагирует на картины. Неподготовленного зрителя — полный штиль. Но согласованность — взаимосвязь между отдельными участками мозга — я слышал слабые, в отличие от неподготовленного. То есть, неподготовленный зритель ищет Ассоциации, начинает напрягать, у него не было времени, чтобы испытать эмоции.

— Так что зритель чувствует, приготовленные и неприготовленные мышления?

— Можно сказать, что.

— Тема показал пикселизацией изображения картин. Почему?

— Чтобы сбросить восприятия и этот “ноль” начинаем читать ощущение от картины.

Неожиданным для ученых стало такое наблюдение: абстрактная картина сделана по всем предметам большей активностью лобных отделов в тета-ритма по сравнению с картинами, которые изображают конкретные образы. Проще говоря, абстракция стала восприниматься более эмоционально. Однако подготовленный, “rasmotrenie” аудитории в целом испытывает больше эмоций, а активность их мозга была выше, чем у нетренированных.

— Изначально мы были весьма скептически настроены в этом исследовании. Думал, что ничего не будет в результатах, — рассказывает “МК” завлабораторией высшей нервной деятельности человека Ольга Мартынова. — Чем проще объект восприятия, тем более сходными восприятия разных людей. Живопись-это сложный объект, который, по идее, должны восприниматься по-разному, потому что мы все разные. Каждый человек имеет свой индивидуальный опыт, к которому оно относится в восприятию нового объекта. Однако, с одной стороны, показали такие же характеристики по всем предметам, с другой — и очевидных различий между двумя группами: подготовленные и неподготовленные зрители.

Эксперимент был летчиком. Теперь нейрофизиологи намерены расширить тест до 100 человек — тогда мы сможем сделать более конкретные и обоснованные выводы. Они должны лечь в основу первых практических научных исследований по neuroesthetics в России. Но начало уже положено.

Что это может дать? Здесь можно провести параллель с научными исследованиями музыки. Таким образом, определенные мелодии позволяют людям быстрее восстановиться после инсульта. Сегодня такое направление на стыке медицины и искусства, как арт-терапия: на протяжении почти ста лет творческие занятия, чтобы помочь людям в процессе реабилитации. В будущем, такая практика, вероятно, будет в состоянии объяснить, с точки зрения нейронных процессов в мозге и использовать более эффективно.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*