Главная / Культура / Резо, Лео и “Оскар”: мультфильм Габриадзе может попасть в шорт лист

Резо, Лео и “Оскар”: мультфильм Габриадзе может попасть в шорт лист

“Ты знаешь, мама, где я?”, фильм Лео Габриадзе, номинирован на “Оскар”. Если она попала в шорт-лист, мы узнаем 13 января 2020 года.

Диляра Тасбулатова

Ты знаешь, мама, где я?

В поле ловить кролика.

Оседлал и поскакал,

Играл и отпустили.

Сразу предупреждаю, что “ты знаешь, мама” – очень странный фильм, абсолютно волшебный, необычный, диковинный.

Он уже взял призы (в Сети есть, будьте уверены, чтобы проверить), уже номинирован, как уже было сказано, на “Оскар” произошла везде, и мы можем только надеяться на вкус Американская академия им понять, что это абсолютный и непререкаемый шедевр?

Я уж грешным делом – Ну, технически, но ничего не поделаешь, это тот редкий случай, когда это святая правда. Вы можете быть уверены.

В общем, держите пальцы скрещенными – Оскар, блин, никогда не помешает.

…Для тех, кто не в теме, сообщили, что это был мультфильм, полнометражный, один час, три минуты, снял Лео Габриадзе, сын великого Резо Габриадзе, режиссер всемирно известного театра марионеток в Тбилиси (это невозможно сделать) и мастер на все руки – он художник, скульптор и режиссер кукольного театра и драматурга, в скрипте, который поставил много фильмов – все классики грузинского кино.

“Ты знаешь, мама” (в названии фильма Начало грузинские детские песни) на основе рисунков Резо, с помощью сверхсовременных технологий передачи и рассказывает о своем детстве, и для персонажей фильма он говорит Резо. Время от времени он появляется в кадре: сидит в своей студии и вспоминает.

Это сухая констатация фактов будущего “Оскара” (я надеюсь, держу кулаки) фильм. Не понимаю, если он не видел. Персонажи мультфильмов, среди них майор, худой маленький дом с огромным носом, который потом тесто, потом на урок не пускают, тогда он падает, трясется от страха, что-то еще случится.

На самом деле, потому что спектакли Резо пересказать невозможно: но стоит открыть занавес, как зритель, любой, даже самый глупый, сразу попадает в абсолютную феерию в сказке, и такую ложь – намек, хотя молодцы, хоть и злой, но “урок” своей магии, возможно, поймете позже. Хотя… на спектакле, видела своими глазами, люди плачут, так тихо и “сентиментальные” слезы; не только, что плачет, и даже добрее глаза. После спектакля, думаю, тебе это приснилось: так вроде бы не произошло. Тоже хорошо, в общем.

Резо Габриадзе:

Я жил в Кутаиси, это средиземноморский город, Верхняя часть Колхиды треугольника с его края. Когда я много позже дошел до конца, в Италию, мне было все знакомо — кладка из камней, и тротуары, и кипарисы, и все эти ползучие растения, названия которых я знаю только по-грузински, и виноград на стенах, и мелкие розочки, а не как кнопки. Все это было в моем детстве. И даже после войны были лепешки, которые остались Буффало… даже не бизон, это было маленькое существо, чуть больше собаки. Они могут сравниться по нежности только что из папиросной бумаги. Очень умный, который еще тянул повозку, крошечный, дрожащий, как шумеры. А вот лепешки и кругляшки, которые оставили лошадь начальника полиции Какауридзе, и крестьянин, который все шел с опущенной головой по улицам города и хотели найти быка — и нашли два бонги и воспоминания на всю жизнь. И запах polutoratonny. И… и тогда победоносный, интересные профилем “Студебеккера”, который подготовил нас к тому, что должно было произойти. Что-то очень важное. И что главное была ракета. А потом исчез лепешки, исчезла polutoratonny. Последнее, что я видел студента. Сидел пожарная бригада — два человека на одной стороне, две на другой. Выглядит как игрушка, которая теперь продается в антикварных…

В бедной деревне, где из Тбилиси прибывает в телеге мальчик Резо к бабушке и дедушке, на вершине холма находится в деревенский сортир. И вместо задней стене туалета – холст (бедность, досок нет). И теперь, пленного немца, который нквдэшник дал им в качестве работника, поднимает брезент и видит, говорит Резо, древний мир, море, Колхида, пораженные немец смотрит взахлеб – и мы добираемся, чтобы видеть, как она плывет в море древних греков, и играл волнами и солнце светит. Ты поднял грязного брезента, и мир преображается.

Ленин и Сталин, которые прыгают со своих портретов Ленина стремительно, как танцор балета, Сталин постепенно, по лестнице ругать ребенка? И для лягушки, говорящие по-русски с грузинским акцентом? И человек, “который является профиль” (ФАС нет, говорит Резо), местного бандита по имени атонии, что делает мало разрешение, чтобы написать письмо своей возлюбленной? И Резо говорит что-то вроде – Ты красотка, Ты, как Лилия, ты как ветер (и все это цветистым восточным духовным), а потом, в старости, говорит, что, видимо, Adragna и открыл ему мир искусства.

Хаха. Adragna не Adragna, кто-то обнаружил бы, такой талант не может пропадать. И, да, чуть не забыл – культурного контекста, а также: при Adragna, угрожающе, грозно нависает над перепуганным мальчиком, наблюдавший за этой сценой с портрета смотрит жир. Это происходит в библиотеке, где никогда нет никого, кроме Резо, библиотекарем и …старых крыс Ипполита, она дружит с Резо, он дает ей грызть крышку. Толстой в ужасе от Adroni, брови поднимаются, глаза его беспокойно бегали, но когда Резо читает свое письмо, Толстой счастлив.

Или когда мой дедушка умер, и пленный немец сделал прекрасный гроб без единого гвоздя и кто-то сказал, что непонятно, как мы их били.

В общем, феерия. Мир полон магии, с нарисованными на плоский лист: как Пиросмани, без перспективы, или, как в начале картины, в эпоху треченто, в мире появились все сразу в верхней ослик, пастух, какая-то тетка в середине озера вниз, ближе к краю – само “действие”. Или муки ада, или, наоборот, проявляться чудо.

Замечательный подарок, прорастающих Вселенной, и Вселенная здесь, под ногами: Резо хотел сделать шоу или фильм о…бактерии, их надежды и чаяния. Вот это мир, полным ярких, фантастических, здесь все живет и дышит, как человек философствует впервые. Это, как ни странно, хотя время действия обозначено, 1946, – пра-мир, его происхождение и разрешение, что и древние греки сидели на берегу и созерцая ее Эйдос.

…Резо и Норштейн однажды сказал об этом: о счастье жизни, например, где-то возле железной дороги с поезда грохочут мимо. Будучи маленькими и слушать рев. И хотя Апдайка, например, как-то упомянул, что, мол, ни богатство, ни нищета не приносят счастья, Резо из другой импульс – счастье и нищета, как ни странно, порой живут в полной гармонии.

В так называемых художественных фильмов, как вы знаете, является одним из величайших шедевров – “Амаркорд” Феллини. Когда ребенок, который был в период фашизма в Италии, как будто поднимающиеся из небытия: как квартиры и без перспективы, живопись – ведь, как говорят философы, время обратимо. Именно здесь и сейчас – этот эксперимент проводится, например, и Пруст в своем эпосе, его время всегда. Это не прошлое, это время, что в каждой точке бытия, здесь и сейчас.

Вы не видите этой резолюции, и после него его сын Лев, и скромная шутка: на самом деле, этот якобы незатейливых “мультфильм” не все так просто, конечно, очарователен и даже детей. Это не мультфильм, но мультфильм эпик, это абсолютно гениальное прозрение в тайну существования, иначе не скажешь. И вот это великое произведение Льва – фильм, в конце концов, хотя я пишу все время про Резо. Он поспорил с отцом в скрипт (а отец-что помню) не растекался и держал точный баланс, он не боится сказать семье в целом, об истории, а поставить “на выставке” ваш семейный альбом.

На самом деле интересный эффект: как Шагал. Эти местечковые евреи (и он был мертв, помните, она была единственной, все дома, персонажи, соседи, все адреса старого Витебска, который был не так давно), этих парящих без причины над повседневной скуки любителей, лошадей, коров, алые платья местные красавицы и возчиков на подводах… то есть в этом фильме: Лео и Резо вернется к нам навсегда потерянный рай, Атлантида послевоенное детство, убогий и прекрасный.

В общем, вы поняли – он родился совершенно непредсказуемый шедевр. Тот редкий случай, когда наше министерство было потрачено не зря: продюсер фильма, кстати, студия Бекмамбетова “Базелевс”. И ведь фильм на русском языке.

И, наконец, призы этой картины:

2018 — Лучший художественный фильм в конце XXIII Открытого российского фестиваля анимационного кино (Суздаль)

2018 — Премия европейского международного кинофестиваля (Париж) за лучший европейский документальный фильм (представлен Леван Габриадзе)

2018 — Азиатско-Тихоокеанскую кинопремию (Брисбан) за лучший анимационный фильм

2018 — Национальная премия “лавр” за лучший арт-фильм.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*