Главная / Общество / Регионам некуда вешать замки

Регионам некуда вешать замки

В чем проблема с установлением границ между субъектами Российской Федерации

27 ноября Конституционный суд России (КС) начнет рассмотрение по поручению главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова относительно соответствия основному закону соглашения о границе с Чеченской Республикой, подписанным 26 сентября и вызвал серьезные протесты в Ингушетии. Вопрос о чечено-ингушской границе-это сейчас самый громкий, но не единственный территориальный вопрос в России. По данным Росстата, по всем правилам зафиксировано лишь 19,6% межрегиональных границ. Законодательство не устанавливает четких правил о том, как регионы могут установить или изменить. Федеральное правительство рассматривает вопрос о границах одним из препятствий для развития субъектов и планирует решить до 2021 года.

По запросу Юнус-Бек Евкуров обсудил КС— очередная попытка властей республики, чтобы урегулировать конфликт вокруг Договора о границе с Чечней, подписанный г-ном Евкуровым и его коллегой Чечни Рамзан Кадыров 26 сентября. Сразу после того, как Парламент Республики синхронно ратифицировали документ на 4 октября, в центре Магаса, столицы Ингушетии, местные жители начали круглосуточную акцию протеста. По мнению участников соглашения несправедливым, поскольку, по их мнению, он забрал стране в пользу соседей «исконно ингушские земли», в котором кроме башни предков, есть несколько десятков заброшенных нефтяных скважин. Конфликт пытались решить полпред президента в СКФО Александр Матовников и начальник отдела внутренней политики президента Андрей Ярин. Они встретились с лидерами протеста, но к компромиссу так и не пришли. 16 октября встреча закончилась, и 30 октября, республиканский Конституционный суд признал закон О ратификации договора является незаконным, а договор не имеет обязательной силы ингушских чиновников. После этого, глава Ингушетии и передали его полицейским.

На самом деле, проблема межрегиональных границ федерального масштаба. Как сообщили “Ъ” в Росстате на 1 октября, по данным правилам, то есть с занесением данных в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) только 19.6% межрегиональных границ.

В ведомстве говорят, что в России, 378 границы, которого определяются только 74, и полностью это осуществляется лишь в девяти из 85 субъектов.

И если на Дальнем Востоке половина установить границы, в Северо-Кавказском федеральном округе — нет. Из девяти полностью «ограниченных» регионы, по крайней мере, четыре были вовлечены в серьезные территориальные споры. Так было, в частности, в отношениях Москвы и Московской области — заключение территориальных вопрос был снят во время подготовки экспансии Москвы в 2011-2012 годах. Так, по данным Росстата, в Московской области, приграничных со столицей является только установленный по всем правилам. Линии Мособласти с остальных семи регионов-соседей не было полностью определено.

Полностью записан в ЕГРН границе Астраханской области и Калмыкии, которые выступали за 390 тысяч гектаров так называемых черных землях. В 2003 году Президиум Высшего Арбитражного суда дал им Астраханской области. Вы полностью описали его границах Владимирской области остались без всеобъемлющего урегулирования спора с Нижегородской соседями за пограничные городки Центральной и Gruszewski частично расположены в обоих регионах. В 2015 году в Нижегородской и Владимирской власти в прошлом серьезно обсуждался обмен территориями, но дела так и не дошло. В конце концов, власти Владимир описал границы в ее нынешнем виде, раскол между регионами деревнями.

Трансграничные трудности для российских регионов по разным причинам. Например, Чечня и Ингушетия и Чукотка и Магаданская область в Советском Союзе был единый регионов, и после их разделения в 1992 году, формальной границы не проводилось.

В остальных случаях это банальная ошибка картографов. Например, на границе между Костромской и Ивановской областей устье реки Немда. В 1956 году, власти Российской Федерации дали Костромской области, а картографы отнести его в Иваново, и граница была окончательно не установлены до сих пор.

Эксперты говорят, что системная проблема не политическая, а чисто техническим причинам.

«Главная причина-это разница в системах описание координации между регионами. С этой проблемой сталкиваются почти все актеры. Границы просто не сходится из-за того, что у каждого своя геодезических опорных точек»,— пояснили «Ъ» в Агентстве стратегических инициатив, одна из многих организаций, участвующих в «пограничные» вопросы по поручению российского правительства.

По мнению опрошенных “Ъ” кадастровые инженеры, есть две равные проблемы.

Во-первых, каждый регион использует свой геодезические системы, которая из-за технологических различий, как правило, сильно отличается от той, которая используется соседями.

Во-вторых, установление границ по заказу регионов и муниципалитетов чаще всего занимаются разные частные компании просто не вступают в контакт друг с другом.

«При предоставлении сведений в Федеральную регистрационную службу с введением проблем нет границ: программа координаты просто не принимают, и эксперты, чтобы достичь соглашения. Но если между границами, наоборот, «расширение», Росреестр спокойно регистрирует. В конце концов, часто несколько квадратных километров земли просто никому не принадлежат. Это порождает много споров, и зачастую гораздо менее цивилизованные конфликты между собственниками земли»,— пояснил «Ъ» эксперт картограф.

При установлении границ, помимо технических, есть еще и чисто юридическая проблема. В начале 2000-х годов географы и юристы говорили о «32 территориальные конфликты между субъектами Российской Федерации». С тех пор число таких конфликтов сократилось, но не за счет появления общих принципов урегулирования таких споров, и с разрешением точки конкретного спора. В 2018 году об этой проблеме говорит в своем запросе в Конституционный суд, Юнус-Бек Евкуров. «Мы считаем, что правовой механизм для установления границ между субъектами Российской Федерации нет. В Конституции не относятся эти вопросы к исключительной компетенции Федерации или регионов», — написал г-н Евкуров.

Нет единого мнения о том, как легально изменении границы между субъектами. В статье 67 Конституции Российской Федерации указано, что границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия. Но закон не определяет должностных лиц, уполномоченных принимать решения от имени регионов. Кроме того, в статье 102 Основного закона содержится требование о том, что соглашение между субъектами должен быть одобрен Советом Федерации. То есть, несмотря на положения статьи 67, верхняя палата имеет право отказать в регионы, уже удалось договориться. Однако, некоторые регионы уже прошли через процедуру согласования границ с взаимных договоренностей, «сертифицированные» СФ. «Важным вопросом является правовое закрепление региональных границ. От правил, касающихся федеративного устройства России, положения о границах упорядоченного, возможно, в меньшей степени. Они разбросаны в сотнях документов»,— писал в 2013 профессор факультета государственного управления Московского государственного университета Иван Лексин.

Законодатели пытаются решить эту проблему. Например, в 2002 году, группа депутатов Госдумы, в которую вошли Владимир Лысенко и Олег Шеин, внесен законопроект «об административных границах субъектов Российской Федерации». Он должен был создать «организационно-правовые основы установления и изменения административных границ субъектов РФ». Но этот проект не был принят. Г-н Шеин сказал, что «была дискуссия об этом документе», но почему он в итоге был отклонен, он не помнит. «Но проблема, естественно, остается. Для того чтобы понять это, вы не можете вникать в пограничные споры между Чечней и Ингушетией, а просто посмотреть на публичной кадастровой карте Росреестра. Везде есть очень большие расхождения. Да, проблема исчезла, разработанных за 30 лет новой России обычаям делового оборота и практике, но рано или поздно ей придется вернуться, возможно, на законодательном уровне»,— сказал г-н Шеин.

В пресс-службе Росреестра «Коммерсант» сообщил, что «открытие границ между субъектами Российской Федерации возложена на региональные органы государственной власти регионов обязаны согласовывать между собой время прохождения общей границы, подготовить пакет документов и представить его в Федеральную регистрационную службу для внесения сведений в ЕГРН. Сформированы рабочие группы, которые занимаются вопросами установления границ между субъектами Российской Федерации».

Отсутствие межрегиональных границ и механизма урегулирования споров, признаваемого как вредят экономике регионов на уровне правительства РФ.

В январе 2017 года, он издал указ Об утверждении «целевой упрощения модели ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации». Одним из ключевых моментов в нем был указан полный установлении межрегиональных границ. Согласно указу, к 2021 году силами хозяйства, Федеральной регистрационной службы, АСИ и региональных властей все границы должны быть полностью сформированы. Однако, реальная ситуация, по данным статистики Федеральной службы государственной регистрации, отличается от запланированного в худшую сторону. Когда 19,6% реально установленных границах (в октябре 2018 года) цель «целевой модели» к концу 2017 года на 25%. «Для этого у нас просто нет финансирования, поэтому работы остановлены. В следующем году планируются некоторые средства, но уже сейчас понятно, что их не хватает для покрытия разрыва во времени»,— рассказал «Ъ» чиновник одного из регионов Центрального федерального округа «Коммерсантъ».

Всеволод Инютин, «Коммерсантъ»