Главная / Культура / Раскрыты подробности непростых взаимоотношений Пастернака со Сталиным

Раскрыты подробности непростых взаимоотношений Пастернака со Сталиным

Среди лучших поэтов ХХ века традиционно называют четыре имени: Ахматова, Мандельштам, Цветаева, Пастернак. Однако, только последние имеют честь стать вторым после Бунина в истории русской литературы Нобелевского лауреата. Однако присуждение Пастернаку пришлось отказаться, чтобы как-то прервать травлю, которая развернулась вокруг него в советской прессе и высоких кабинетах. Трудно представить, что великий поэт, автор “Доктора Живаго”, тогдашний глава КГБ Семичастный по сравнению с “белой вороной”. Время расставит все на свои места, и, несмотря на все идеологические, политические и культурные изменения, Пастернак заслуженно входит в пантеон классиков мировой поэзии. Большинство из тех, кто, по словам Галичиной, “поднял руку” против него, является значительно меньшее место в русской литературе, или вовсе забыты.

Удивительно, как стихи современных и концептуальных Пастернака, и, главное, ритма. Они просто рифмы с бешеным ритмом нынешней жизни, а также отражать бесконечное стремление человека найти смысл своего собственного существования. “Все, что я хочу добраться до сути” – признавался поэт в своей последней книге “Когда разгуляется”. Видео Пастернак был маленький, и подытожил пройденный путь. Результаты горькие и светлые, радостные и грустные.

Это было что-то вспомнить. Например, как пришел к их дому на Льва Толстого, чей портрет был создан на отца, художника Леонида Пастернака. Он также проиллюстрировал роман “Воскресение”. Пастернак посещали такие известные художники, как Поленов, Ге, Левитан. Посещал и Сергея Рахманинова, друг семьи был Александр Скрябин. Страна великого композитора были расположены по соседству, и молодой Пастернак был в состоянии услышать своего кумира выбирает музыку для его Третьей симфонии. Страсть к музыке передалась поэта и матери, талантливой пианистки Розалии Кауфман из Сидоровна, которая доминировала в его игре высокие гости. В общем, Пастернак всерьез думал о карьере композитора.

Сохранились две прелюдии и Соната для фортепиано. Они хвалили Скрябин сам, но Пастернак все-таки оставил сочинение, но набил текст с невероятной музыкой, поставить его “дыхание розы /жвачкой/луга, осоку, сенокос,/грозы раскаты, так некогда Шопен вложил/живое чудо/ферм, парков, рощ, могил/в свои этюды”.

— Пастернак, по сути, поэт-композитор! — говорит художественный руководитель “Геликон-оперы” Дмитрий Бертман. — Его стихи построены по законам музыки. Ритм и интонации образуют особую симметрию, которая часто усложняет смысла и легко понять. Может быть, поэтому в более поздние годы Пастернак пришел к новой простоте, потому что она была изначально заложена в ритмах и интонациях его поэтической речи. Он мог бы стать гениальным композитором, коллега Прокофьева и Шостаковича.

Однако путь к ясной и глубокой поэзии было сложно. Начав как футурист, Пастернак всю жизнь, эксперименты с ритмом и рифмой, не боялась браться за новые формы поэзии и даже драматургии. Это не всегда работает, вернее, всегда способен удивить, и среди иногда трудно воспринимать стихи рождаются такие шедевры, как “никого не будет в доме…”, “вторая баллада, опять Шопен не ищет выгод…” и, конечно, Божественная лирика imageslogo цикла.

Жизнь Пастернака-это бесконечная борьба с собственными сомнения, с сердца. Он был женат дважды, и много раз в любви. Его последняя пассия — Ольга Ивинская, во многом послужил прототипом Лары из “Доктора Живаго”. Скорее всего, что он превратил эти пронзительные строки из стихов Pokermania: “убери руку с моей груди/мы под напряжением./Друг другу вновь, того гляди, нас бросит это случайно”. Чувство нерва жизни и жизнеутверждающая и всепобеждающая сила любви постоянно присутствует в произведениях Пастернака, сила слова, стоящие перед мирского. Помните, “Мело, мело по всей Земле/во все пределы./Свеча горела на столе,/Свеча горела”. Огонь искреннее желание обволакивает людей, которые преданы друг другу, принимая их до ангельских высот.

“Так долго царствовали над нами, безумец и убийца, а теперь дурак и свинья…”

Чем еще спастись, не люблю, на самом деле, полный лжи, зависти и злости. Пастернак терпел, чтобы выжить из четырех эпох, о последнем Хрущев — он сказал: “так долго над нами царствовал, безумец и убийца, а теперь дурак и свинья…”.

Пастернака застало расцвет и падение Серебряного века, вдохновленный первые проблески Февральской революции, создание сборника “сестра моя — жизнь”. Отчаянно пытался убедить себя в благости октября и даже писал стихи, восхваляющие Советскую власть. Уважаемый Бухарин публично выразил соболезнования Сталин после самоубийства его жены Надежды Аллилуевой, чем, предположительно, вызвало местонахождение лидера, не получив Пастернака в годы тотального террора. Кроме того, Борис Леонидович хотел сделать официально первым поэтом советской страны, но Пастернак был слишком совестливы, чтобы тоталитарный режим. Его знаменитый телефонный разговор со Сталиным о Мандельштама в 1934 году, когда поэт впервые арестован за стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны…”, до сих пор вызывает споры. Некоторые считают, что Пастернак спасовал перед диктатором, в то время как другие убеждены, что благодаря заступничеству будущего нобелевского лауреата Мандельштам тогда отделался лишь ссылкой в Чердынь.

“Разговор был спровоцирован письмо Бухарина о Мандельштаме, — рассказал “МК”, исследователь жизни и творчества поэта Павла Nerler. Сталин даже упрекнул Пастернака: что ты не лезешь на стены, почему бы не спасти своего друга, мастера Мандельштама? Борис Леонидович возразил: “Ты не звони, если бы не моя беда”. В конце концов, он был смешан, Мандельштам пощадили и отправили в изгнание, сначала в Чердынском уезде, а затем в провинциальном городе Воронеже. И менее острые тексты, то легко может быть снято. Но Сталин, как я полагаю, эти стихи: “Мы живем, под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны”, – просто понравилось. В них — весь ужас тотального страха, охватившего страну, и вот что хотел Сталин. От Сталин предложил Разговор о Мандельштаме (“но ведь он мастер, мастер?!”) Пастернак отказался и от разговора о жизни и смерти уклонился от Сталина. И Надежда Мандельштам справедливо писал, что только так и надо было поговорить с Пастернак и Сталин”.

Тем не менее, Пастернак всю жизнь корил себя за недостаток твердости в этом неравном диалоге с лидером. Оно и понятно, Мандельштам все же закончил в 1938 году, а также много друзей Пастернака. В 1941 году, от невыносимых условий жизни убила себя любила Марина Цветаева. Кругом аресты, расстрелы и ссылки. Пастернак занят, кто может помочь, например, сын Ахматовой Лев Гумилев и ее гражданского мужа Николая Пунина. Победа 1945 года-это омрачены мучительной смерти Адриана, сына жены Пастернака Зинаиды Нейгауз, и отец поэта, который к тому времени уже давно жил в изгнании, и, чтобы увидеть его в последний раз Пастернак не мог. В 1949 году, арест Ольги Ивинской.

Душа моя, Пакалниня

Всех в кругу моем

Ты стал могилой

Пытали заживо.

Тела их бальзамируя,

Им посвящая стих,

Плачет лира

Оплакивая их…

Тем не менее, именно в эти убийственные годы позднего сталинизма Пастернак начал писать свою самую знаменитую книгу — роман “Доктор Живаго” и его стихи, составившие в сокровищницу мировой поэзии. “Гамлет”, “Рождественская звезда”, “свидание”, “август” — когда я их читаю, я считаю, что художник ведет рука Творца. Без помощи Высших сил здесь явно не обошлось. Вот почему голос поэта провидца, и он восклицает: “прощай, размах крыла раскинув,/полет бесплатно упорство, и образ мира, в слове явленный, и творчество, и Чудотворца”.

“Урал стал домом для самоопределения как поэт”

Да, Пастернак создал целый мир, разнообразие которых разбросаны в разных уголках России и за рубежом. Он изучал философию в Германии, воспевал величие и красоту Кавказа, была безумно влюблена в Грузию, в восторге от европейской культуры, переводил Шекспира, Гете, Верлена, во время Великой Отечественной войны появился в Приволжском Чистополь и, конечно, воплощаются в жизнь самые смелые художественные идеи в родное Переделкино. Однако, практически ключевое место для поэта Пермский край. Побывав там лишь однажды, в 1916 году Пастернак отразил впечатления от поездки, а не только в лирике, но и в романе “Доктор Живаго”. Документальный фильм режиссера Павла Печенкина посвятил целый фильм с говорящим названием “Пермь — Юрятин. Транзит 1916 года”. Он рассказал корреспонденту “МК”, что так буду Пастернак на Урале.

— Почему молодой Пастернак вдруг решил поехать на Урал?

— Это был сложный период поиска. Пастернак вернулся в Москву из Марбурга, где изучал немецкую классическую философию. Он сбежал оттуда. Бежали, наверное, не потому, что разочаровался в философии и любовных страстей, которые заставила его бросить в отчаянной попытке прийти в Россию. Затем Пастернак был конфликт с отцом, который был увещевать его, – ты за двадцать лет, дурак, и пришло время решать, кто вы есть на самом деле — философ или музыкант. В конце 1914 года выпустил первый сборник стихотворений Пастернака “Близнец в тучах”, но сам поэт считал его незрелым. В это тяжелое психологическое состояние, он решает, зимой 1916 года, чтобы пойти в поселке Всеволодо-Вильва Пермской губернии, приняв приглашение от менеджера химическими заводами Бориса Барского работать в его помощника, деловой переписки и отчетности. Приехав, Пастернак понял, что он был в другом измерении. Снежная буря — совершенно удивительные пейзажи.

Это был разгар Первой мировой войны?

— Точно, и Збарский изобрел технологию производства морфина, без которых было невозможно сделать операцию. Талантливый человек, эффективный менеджер сделал Пастернак сильное впечатление, и его милая жена покорила сердце поэта. Их совещание будет посвящено замечательное стихотворение “на пароходе”.

Был утренник. Сводило челюсти,

И шелест листьев был как бред.

Синий хвост утки

Промелькнула Кама рассвета.

Вот оно, пробуждение творческого подарка.

— Пастернак в дополнение к самосознанию начал писать мощные стихи. Отправил их в Москву, где он был опубликован сборник Поверх барьеров. После этого отец узнал его как поэта. Эти стихи высоко оценил футуристов, возглавляемой Маяковским. Таким образом, изоляция, выражаясь современным языком, от московской толпы, лихорадочный, мучительный поиск себя закончился Пастернак очень хорошо, и оказалось, что Урал стал домом для самоопределения как поэт.

— И многие исследователи согласны с тем, что город Юрятин в “Докторе Живаго” является Пермь.

— Конечно. Вы можете ездить по Перми и познакомьтесь с улицами, отражается в романе Пастернака: Оса, Монастырская, дом Лары, дом с фигурами. Это все еще стоит, но дом Лары. Снесли и дом на Оса, где Пастернак жил. Подобный раздел добычи описание железной дороги. В то время город уже был знаменит Пермский вокзал — одна из первых станций Николаева, построенных в рамках работы по Транс-Сибирской железной дороги. Очень красиво. Герой видит город на холмах, где сияли купола Собора.

— Как в Перми большой интерес к наследию Пастернака?

— Конечно, – Пермяцкого Пастернака мы знаем, что учеба-это музей. Это один из самых популярных туристических маршрутов, чтобы собрать людей со всей страны. В 30 километрах от большого города Березняки. Посетил и рекомендую. Пришли лингвисты и эксперты со всего мира.

— Какую задачу вы поставили перед собой задачу создать фильм о пермских Пастернака?

Для меня было важно получить доступ к аудитории, которая имеет Пермь и Юрятин Пастернака. Урал-моя Родина, и я родился недалеко от того места, где жил поэт. Вся моя жизнь была там. Это глубоко личное чувство. На картинке есть небольшой эпизод, когда студенты института культуры принимаются по историческим местам поэта. Теперь, я хочу, чтобы эти ребята почувствовали, что есть великие стихи Пастернака, то они становятся другими людьми. Я рад, что фильм показывают в школах и вузах.

— А для вас что самое ценное в лирике Пастернака?

— Восхищаюсь инновационной Пастернака в обращении со словом, его своеобразный размер и рифмы, и настроение, выраженные, например, в этих строках:

Без redispersability, во мраке, без памяти,

На ночь натыкаясь руками, Урала

Рок вскрикнул и упал замертво,

Слепили в агонии, утром родила.

Удивительная сила и ощущение пробуждения природы, огромные энергии, которую он излучает. Это все, что ему удалось отбить.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*