Главная / Культура / Премию «Инновация» ждут серьезные перемены

Премию «Инновация» ждут серьезные перемены

Первая выставка номинантов, а церемония вручения государственных наград прошла в Нижнем Новгороде. Премия существует с 2005 года и всегда проходит в Москве. Сейчас, по словам заместителя министра культуры России Алла Манилова, нижней может стать постоянной штаб-квартиры “инновационных”.

фото: Мария Москвичева

Иллюстрация для выставки “ткани процветания” в виде картинок из комиксов.

Что это означает для одной из главных премий в области современного искусства? Как прошла премьера Нижегородской версии “инновации”? И какое будущее может ждать награда?

Начнем с конца. С церемонии вручения “инновации”, которая состоялась в дождливый вечер под своды ажурной беседки, чудом сохранившихся со времен Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. Недавно отремонтированный стальной структуры в конце XIX века, наспех покрыт тентом, не слишком хорошо защищенных участников и зрителей церемонии. Музыкантов симфонического оркестра и оперных певцов, выступавших на церемонии, инструменты кутал в одеяла и теплые куртки. Так что все участники буквально телом почувствовал критическую ситуацию, в которой “инновация”.

Что происходит, хотя и в полушутливом тоне, был объявлен одним из победителей — Леонид Бажанов, искусствовед, основатель Национального центра современного искусства (ГЦСИ) и его художественным руководителем с момента создания до 2016 года, когда ГЦСИ потеряла независимость и вошла в состав РОСИЗО (на российскую пенсию несколько месяцев после захвата власти, заявив, что он видит “возможность работать в таком климате”). Награду За вклад в развитие современного искусства он был награжден Владимир Толстой. “Этот человек действительно должен был быть вознагражден”, – сказал советник президента по культуре и пригласил победителя на сцену. До этого никто из награждена не сказал им или не дают слова, или они были ограничены в благодарность, он сказал в микрофон.

— Я, наверное, действительно должны были дать премию, но в то время я работал в ГЦСИ — это было бы воспринято как коррупция. Сейчас я не работаю в ГЦСИ, и дали мне приз, — сказал Леонид Бажанов. Однажды я был там на Стрелку, и думая о современном искусстве в России… а потом мы сделали ГЦСИ, который сейчас находится в руинированном состоянии. Все-таки это коррупционная ситуация, что я получил награду, потому что все члены жюри-мои друзья…

Говорят, в каждой шутке есть только доля шутки. Вот такой случай. Что Баянова была присуждена премия, называется Генеральной поддержка зрителей и аплодисменты: он больше всех заслужил. В “полуразрушенном состоянии” жеста ГЦСИ был особенно приятный сюрприз. Выбор некоторых других номинантов оставляет вопросы, которые “между строк” коснулся Бажанов.

Например, награду в номинации “Артист года” Владимир Селезнев. Решение было вынесено по его ретроспектива “иногда самый короткий путь-самый длинный”, который состоялся в прошлом году в Екатеринбурге “Ельцин-центр”. На выставке номинантов “инновации” в Нижнем Новгороде “Арсенал” представил самое известное произведение автора “Мегаполис”. Установка очень достойный — красноречивый, многослойный, понятно, может быть, даже гениальный. Перед зрителями на полу — груды мусора: пустые бутылки, упаковки от пиццы, смятые пакеты… и теперь выключить свет, и мы уже видели пугает кучи отходов потрясающий ночной город, сияющий огнями окон (эффект создается с помощью светящейся в темноте краски). Все хорошо, за исключением того, что первая версия произведение, созданное в 2010 году, а также номинации, в теории, предполагает продвижение художника, который сделал арт-удара-в прошлом (в данном случае 2018) году. Смущает и то, что Селезнев является частью экспертного совета “инновации” — то есть, он один из тех, которые были выбраны из 400 заявок работы, который был включен в шорт-лист.

Ощущение междусобойчика листья и когда вы смотрите на выбор в номинации “Проект года”. Это был спектакль “Страсти-Мартин”, которая прошла на Выксунском металлургическом заводе в Нижегородской области. Мероприятия, направленные Алла аборигенов на несколько дней превратился в театральную площадку. Видео презентация снова выглядит прилично, но начинает чувствовать себя некомфортно от того, что награда была поддержана губернатором Нижегородской области, отдает предпочтение событие, что произошло в его родном регионе. То же самое относится и к номинации “Новое поколение”, где выбор пал на спектакль “поднять и соединить”, который состоялся осенью прошлого года на стадионе “Водник” в Нижнем Новгороде.

В номинации “Куратор года” победил проект “ткани процветания”, которая проходила в московском “Гараже”. И вот опять это чувство удовольствия… хороший проект, но этично ли дать ему премию, когда директор “Гаража” Антон Белов входит в состав судейской коллегии и старший куратор музея Екатерина Иноземцева — в экспертный совет? В номинации “Региональный проект” награда досталась Краснодаре, проект “Защита от пыли”, в которой куратор Елена Ищенко также входит в экспертный совет премии… но после того, как “инновация” (государство, между прочим, премия финансируется Министерством культуры), несмотря на все и вся, дал группе “Война” за неприличный жест в размер моста, обратился в ФСБ… это был смелый, противоречивый и громкий, но это уже история.

Три года назад, после поглощения ГЦСИ, на премию центра начался новый период. Изменен логотип команды, в виде статуэток и общий дух. Теперь трансформация продолжается. На церемонии, Алла Манилова дала понять, что приз пойдет в регионы.

Никто не спорит, что регионы должны быть разработаны. Если с каждым годом “инноваций” начался в новом городе, это было бы в духе мировой практики. Например, знаменитая кочующая биеннале современного искусства “Манифеста” каждый раз в новом месте, что позволяет показать динамику художественного процесса в контексте различных географических точках. Стать “инновации” в кочевых выставке приз, это может быть важным национальным событием, выйти на новый уровень. Но переезд на ПМЖ в одном городе, наверное, это будет сделать достаточно локальное событие.

Нельзя не остановиться на еще одна проблема, связанная с представлением премии. Выставка в Нижнем Новгороде, как говорят организаторы, это сделано для того, чтобы сблизить современное искусство и непрофессиональной публики. То есть не предназначена для узкого круга специалистов, а также всех жителей и гостей города. И здесь организаторам пришлось попробовать, чтобы быть более интересным и визуально представить проекты, отобранные как наиболее значительное в России в 2018 году из сотен других.

На самом деле, выставка занимала небольшую часть второго этажа Арсенала. Большинство проектов (всего 35), представленная в виде комиксов, созданных художниками Трулова Максима и Ксении проглотить. Герой-это собирательный образ перемещает зрителя в арт-событий. Каждый проект фокусируется на одной картинке. Она включает в себя небольшой подписью и QR-код (поднесите камеру телефона и ссылку на проект или учреждения, где она проходила). Результатом является то, что аудитория запускать проекты, не зная, что стоит за ними. Так устроен человек: с я нашел в себе силы прийти на шоу, Кто хочет “здесь и сейчас”, а не на каждой из картинок с телефона, выясняя, как добраться до места (к тому же, не все телефоны поддерживают QR-код).

Наиболее наглядные и понятные на выставке-это просто основная работа победителя, Владимир Селезнев, но есть ощущение, что этого недостаточно, и другие работы представлены слишком кратко. Может быть, мне стоило дать более выставка “воздух” и предоставить более подробную документацию проектов, хороших мест в арсенале достаточно?

Возможно, это было потому, что у организаторов было мало времени на подготовку. Хотя очевидно, что граждане старались сделать все с душой и старанием, но результат не в полной мере отвечает задаче.

Будем надеяться, что “испортил ситуацию” ГЦСИ и его премии “Инновация” все-таки изменится. Как стало известно “МК”, Центр современного искусства и все ее филиалы в ближайшее время придется пройти от юрисдикции “РОСИЗО” в Пушкинском музее. Директор Музея имени Пушкина Марина Лошак присутствовал на открытии выставки и церемонии награждения. Возможно, под ее руководством ГЦСИ откроет новые горизонты.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*