Главная / Культура / Премьера оперы «Сказка о царе Салтане» прошла в Большом театре

Премьера оперы «Сказка о царе Салтане» прошла в Большом театре

Первой оперной премьерой нового сезона в Большом театре состоялась на Новой сцене: “Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова в постановке Туган Sohiev и Алексей Франдетти порадовала тех, кто хотел бы принести в русской классике детей без риска культурный шок и начали бегать после первого акта. “Моя сказка — как сказка”, — рассказал о своей работе Николай Андреевич. И директоров не вступать в эстетический аргумент.

фото: Дамир Юсупов

Пушкин писал своего “Салтана” почти 200 лет назад, будучи уже зрелым писателем (позади был Болдинская осень!). Тема национальной идентичности, стремительно растет с конца XVIII века, был по-прежнему очень актуальна. Пушкин назвал его по-своему и создал, конечно, шедевр — с юмором, иронией, всякие литературные вещи, как постоянные, как будто “былинные” повторы текста, принимая колоссальные и юмористический заряд. 70 лет спустя, Римский-Корсаков написал оперу на сюжет Пушкина, 100-летию поэта. В 1900 году московскую премьеру. И снова шедевр: красивая музыка, прекрасные аранжировки, инсценировки готовит Михаил Врубель, Царевна-Лебедь поет о своей жене, прекрасной Надежда Забела. Санкт-Петербург премьера “Султан” состоялось в 1902, и в 1903-м состоялся знаменитый русский бал, к которому вся знать во главе с Николаем II появился в костюмы, стилизованные под допетровскую эпоху. Затем Русский стиль был в невероятном моды.

И теперь еще одно столетие прошло. Большой театр взял на оперу Римского-Корсакова, чтобы… что? Ведь русский стиль сейчас в моде, и национальная принадлежность никого не волнует.

Когда современный театр обращается к классике, и даже “посконной и домотканой”, возможны варианты. Или радикально их развитие, рост, искажения и переписывания смыслов, или — в соответствии с замыслом автора. Невероятно, в Большом театре решили пройти второй. И даже назвал режиссер Алексей Франдетти, который в душе — не модно сейчас предчувствие Апокалипсиса, и торжество и радость жизни. Потому что он мюзиклы настолько успешно ставит.

Короче, поехал, как Римский-Корсаков: сказка — как сказка. Без психопаты, террористы, мобильные телефоны и даже (ура!) без навязчивого “очистка оперы”, маниакально переход из промежуточной среды в рабочую. Так орудовать шваброй и тряпками в этой пьесе было: все было так хорошо и чисто.

Результат его автора называется “справочник по магии”. “В опере бездну замечательных деталей, множество интересных звуковых сочетаний, многие эпизоды, очаровательный звук на внешнюю красоту, все это организовал с одного вида мастерства, которые отличают ее автор…” — писал рецензент в начале прошлого века.

Детали мозаичность, разнообразие цветов — все в большей мере воплощается в видимом диапазоне, чем в звучание оркестра, которое было весьма профессионального качества, но никаких “фокусов” не показывал. Но “хитрости”, которыми изобилуют работы режиссера, который остроумно представил в шоу Цирк эквилибр в различных видах — от акробатики и жонглирования до воздушная гимнастика на трапеции.

Зачарованные “волшебство” Зиновий Марголин, первый “обманутых” зрителей, представляя, как участвовал в какой-нибудь неприметной раскрывающейся панели окно, которое было кратким часовня, а затем высушенный дуб… но когда на сцене материализовался дивной красоты город леденец — светлые, прозрачные, как будто сделаны из льда, копии самых узнаваемых зданий в Санкт-Петербурге — это было действительно удовольствие.

И, наконец, наибольшую адекватность мозаика результат, Римского-Корсакова проявилось в потрясающие костюмы Sevrukova Виктория. Разнообразие тканей, стилей шляп, цветов, оттенков, отделок, текстур — совершенство вкуса и единство стиля, который похож на русского модерна можно назвать русского постмодернизма. Появление жителей Чупа-Чупс, в кринолинах и париках Петровской эпохи, тоже хорошо: шляпы в виде парусного фрегата, прохладное море цветов. И 33 богатыря, которые патрулируют обошли острове Буяне, там стояла “потешное войско” Петра. Прав был великий Давид Боровский, который считал, что костюм является основным инструментом художественного решения спектакля.

Денис Макаров в роли султана и Бехзод Давронов в роли Гвидона — настоящие сказочные персонажи, что они обычно изображают в кино и мультфильмов: Король — деспот, наивный принц, молодой герой без страха и упрека. Они оба пели их частей. Особенно был хороший Макарова с его душевная исповедь в последней сцене.

Надо сказать, Римский-Корсаков активно сопротивлялся попыткам либреттистом Владимиром Бельским, чтобы дать символы всякие психологические мотивы и даже более символические значения. Но Алексей Франдетти все-таки удалось “протащить” какой-то подтекст: Гвидон — хороший сын. Послушный. Почтительны. И Королева Милитриса — ну, очень хорошая мать, прямо-таки с тегом “для Азамат”. Собственно, именно поэтому у них все получилось в конце концов.

Исполнитель роли милитари Ольга Селиверстова отлично. Она блестяще справляется с вокальной колоратуры, которую многие в ее сторону, и делает очень обаятельный образ кроткой, любящей, нежной, мудрой женщины, которая на фоне современного насилия невменяемого феминистки, кажется, анти-европейских крамолы. Анна Аглатова, как лебеди слишком велики. Севрюкова, создавая свой костюм, почти цитирует Врубеля, и это было очень красиво и впечатляюще. И вот еще одна деталь: в спектакле нет выступов — ну, кроме неба и несколько фрагментов пушкинского текста, читать в голос Чулпан Хаматовой.

Режиссеры поставили перед собой задачу создать спектакль для семейного просмотра. Что довольно редко для нашего театра, четко отделяя детской и взрослой аудитории. Проект играет важную роль и запутанных буклет: вот интервью с режиссерами, предназначенные для взрослых и для детей, откроется в большом размере: что такое опера, кто является проводником… яркие цветные вкладки, иллюстрированной биографией композитора. Этот буклет будет занимать место на полке детских книг и помочь умные родители, чтобы приобщить ребенка к опере. И откуда ты знаешь? Может быть, Апокалипсис постепенно выходят из моды, и войдет русском стиле. А женщины будут более женственными и национальной идентичности придет снова.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*