Главная / Экономика / Почему бензин в России никогда не подешевеет

Почему бензин в России никогда не подешевеет

Как известно, российский газ дорожает только в двух случаях: когда растут цены на нефть и когда они падают. На вопрос, почему страна с шестой по величине в мире запасами нефти, топливо постоянно растет в цене, люди реагируют по-разному. Некоторые винят жадность нефтяных магнатов, которые получают прибыль от удовлетворения потребностей населения в транспорте. Другие считают, что правительство не в состоянии регулировать ценовую политику на рынке топлива, поэтому в случае резких скачков стоимости бензина в ситуацию пришлось вмешаться лично президенту. Эксперты считают, что чиновники должны присмотреться к опыту США, где цены на бензин определяются в основном экономическими факторами: если нефть падает в цене, а топливо на заправках дешевле.

В прошлом году россияне дважды столкнулись с резким ростом цен на АЗС. В итоге с марта по декабрь АИ-95, например, поднялась с 41 по 46 центов за литр. Для стабилизации ситуации допускается только с согласия правительства с нефтяными компаниями, которая была достигнута после длительных переговоров и был заключен только на короткое время. Чиновники признают, что потенциал для снижения стоимости топлива существует. Однако, договориться о методах достижения такого результата они пока не могут.

В отличие от нашей страны в США цены на топливный рынок очень изменчив, и не зависит от воли чиновников, и глобальных экономических тенденций; они растут, когда нефть дорожает, и снижается, когда «черное золото» дешевеет. Президент Дональд Трамп настаивает на низкой стоимости топлива, так как это стимулирует экономику в своей стране, и регулярно обвиняет ОПЕК и другими странами-экспортерами, искусственно завышая цены на «черное золото». Сможет ли Россия использовать американский опыт и будут у нас времена, когда бензин не только дорогой, но дешеветь после того, как мировые цены на нефть?

В Техасе для топлива

Наличие в США огромного количества независимых добывающих и перерабатывающих отраслей, а также частные розничная АЗС позволяет американцам меняться цены на топливо с учетом специфики каждого региона. Стоимость бензина может существенно отличаться не только в разных государствах и даже в одном городе, который должен обеспечить несколько поставщиков, можно найти топливо дешевле или дороже.

Самый дорогой бензин традиционно приобрести автолюбители из Калифорнии в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско на один галлон топлива (около 3,8 литра) до 4$. С точки зрения привычных объемах получается, что литр бензина стоит для жителей штата в $1.05 (около 70 рублей). В Техасе, галлон бензин стоит менее 2 долларов. То есть литр топлива там в половину стоимости — всего 0,5$, или около 35 рублей.

В ответ почему американцы не смогли снизить цены на топливо, когда международные котировки на «черное золото» падают, вы посмотрели на структуру, которая представляет собой затраты на топливо для рынка США. Тот факт, что почти две трети стоимости американского бензина (58%) определяется котировками нефти. Еще 15% приходится на долю налогов и акцизов, около 17% составляют затраты на обработку, а затраты на организацию розничной продажей топлива, и маржа не превышает 10%.

В США, иногда даже возникают скандалы слишком дешевая по сравнению с бензином. Осенью 2018 года, Демократическая партия обвинила Дональда Трампа в искусственном создании пробок на дорогах. Незадолго до Дня благодарения, который американцы отмечают 22 ноября, цены на нефть на мировом рынке резко упали — с $85 до $60 за баррель. В результате бензин в США упал на 15%. Жители страны отказались от поездок к родственникам на праздник на общественном транспорте в пользу личных автомобилей. Трамп даже пришлось извиняться на своей странице в Twitter. «Под моим давлением, цена на бензин упала так низко, что все большее количество людей ездить на автомобилях. Я вызвал заторы на дорогах по всей нашей великой стране. Все мои извинения», саркастически заявил президент США.

Трамп, конечно, иронично. А если серьезно, дизайн американского рынка топлива способна привести к российским автомобилистам с настоящей завистью. В начале 2016 года, когда нефть упала ниже $30 за баррель, розничные цены на топливо в США упали до 26 рублей за литр в переводе на российские деньги. Ряд АЗС в пылу конкурентной борьбы, чтобы продавать топливо себе в убыток, лишь бы сохранить постоянным (особенно корпоративных) клиентов. Рекорд был установлен в одной из сетей АЗС в штате Мичиган, который был продан топлива на 50 копеек за литр 8,5 рублей за литр. В России при стоимости топлива около 35-36 рублей.

Мы не должны забывать, что средняя зарплата в США доходит до $3,5 тыс. в месяц. Около 235 тысяч рублей. В России такие зарплаты не мечтают даже многие ведущие специалисты своей отрасли, по официальной статистике, менее 5% граждан в нашей стране, получают зарплату в 100 тысяч рублей и более. Основная масса населения, по данным Росстата, устраивает зарплата в районе 40 тысяч рублей. Кроме того, по независимым оценкам, эта сумма завышена на 10-15 тысяч рублей. Таким образом, «бремя бензин» — это весьма ощутимые статьи расходов большинства российских семей.

Как налоги кусаются

Российский бензин не идет вниз, потому что ценообразование на внутреннем рынке нефтепродуктов сильно отличается от американских стандартов. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, фискальная часть «съедает» не менее 60% от пошлины на бензин. «Сырой закладывать в цену топлива составляет примерно 10%. Переработка, логистика и розничная затраты составляют примерно 20% от стоимости топлива. И только 10% от маржи, заработанной продавцов топлива, — отметил заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Анна Кокорева. — Стоимость топлива в России зависит в гораздо большей степени, чем цена на нефть и налоги, так что, когда котировки «черного золота» снижаются, потребитель не видит никаких изменений в розничной торговле».

Тема фискальной является объектом ожесточенных споров между горнодобывающими компаниями и правительственными чиновниками. Правительство пытается маневрировать: время от времени на уступки производителям — например, дает возможность восполнить потери за счет повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 2019 года и февраля снижает экспортные пошлины на нефтепродукты. И иногда затягивает винты, и увеличивает акцизы на бензин (в этом году ставка увеличивается в 1,5 раза), увеличение налога на добычу полезных ископаемых и грозит использование временных заградительных пошлин на экспорт «черного золота».

Однако, для стабилизации цен на топливо часто приходится включать ручное управление отраслью и вступать в прямые соглашения с нефтяниками о сдерживании тарифов на топливо. Последний из таких сделок были согласованы в октябре 2018 года. Нефтяные компании согласились заморозить стоимость бензина на июньском уровне (45-46 рублей за литр, АИ-95).

Однако эксперты считают, что еще один резкий скачок цен на топливо в ближайшем будущем. Сразу после новогодних праздников на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, который служит основным местом для отечественных и зарубежных продаж российского топлива, оптовая стоимость бензина в среднем подскочили на 5%. Это был подарок для нефтяных компаний, которые компенсируют дополнительные затраты от повышения НДС. В свою очередь, маржа независимых сетей АЗС, которые занимают более половины рынка топлива в России была сведена к минимуму.

Новая волна роста стоимости бензина обещает произойти в апреле-мае этого года. Недавнее соглашение между нефтяными компаниями и правительством действует до конца марта. После этого периода времени оптовиков — обогатительные комбинаты, принадлежащие горнорудным предприятием, вправе повышать отпускные цены, что, естественно, увеличит и розничных тарифов. Растущий спрос на сырье, который, как ожидается, на мировом рынке к этому времени, снова будет наращивать поставки углеводородов на экспорт, а на внутреннем рынке может вновь возникнуть дефицит, что приведет к увеличению стоимости топлива. Цены на АЗС уже расти, однако, пока это происходит в отдельных регионах и в России в целом такой процесс практически незаметным.

Догнать и перегнать Америку?

Как признал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, потенциал для снижения стоимости топлива не существует. Он объясняет, что эффективно сдерживать цены, вы не можете использовать административные ресурсы и принципы рыночной экономики. Для этого вам снова понадобится использовать налоговые и сравнять уровень экспортных налоговых платежей в стоимости сырья. Однако, пока эта идея найдет положительный отклик в Министерстве финансов является органом, отвечающим за доходы федерального бюджета.

Но если консенсуса между властями найден, теоретически, должен быть в американском стиле: мировые цены на нефть упадут, российские экспортеры, используя внутренние снизить налоговую нагрузку, сократить поставки за рубеж и стоимость топлива на отечественных заправках снижается. «Дополнительные объемы поставок на внутренний рынок может стабилизировать или даже улучшить ценовую ситуацию на внутреннем розничном рынке топлива», — сказал Голомолзин. Его служба обещает предостеречь нефтяные компании от необоснованного повышения цен на топливо на ежедневный мониторинг стоимости топлива.

Однако, утверждать, что такая система может поселиться в России, преждевременно. Во-первых, резкого обвала цен на нефть в обозримом будущем не предвидится — политической нестабильности в Венесуэле и ужесточение санкций против Ирана может сорвать давно налаженный механизм поставок сырья на мировой рынок. Результатом может стать повышение цен до $80 за баррель. «Цена на нефть в дополнение к общей бензиновый акциз и другие налоги лежал растет неуверенность в стабильности мировой экономики», — говорит старший аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Во-вторых, фиксация цен на топливо, согласованные в прошлом году, чиновники и вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые произошли на пике роста стоимости топлива. Достигнув определенного уровня, продавцы бензина вряд ли будут двигаться в сторону уменьшения ценники на АЗС.

Возможный рост цен на бензин продолжает активно обсуждаться в правительственных кругах. Недавно в Совете Федерации в рамках «правительственного часа» выступил вице-премьер-министр по топливно-энергетическому комплексу, Дмитрия Козака, который обещал, что Кабмин будет контролировать «мотор топливного рынка всеми доступными средствами для поддержания целевых показателей, по которым была достигнута договоренность». Однако, это снова не по пути рынка, чтобы держать цены вниз, и подключение административного ресурса и заканчивая нефтью нового соглашения.

«Результатом является парадокс. С одной стороны, правительство утверждает, что есть все предпосылки для снижения цен на топливо путем регулирования налогообложения. В случае создания такого по-настоящему работоспособный механизм с течением времени, ценообразование на топливном рынке России повторил американец, гибким, считает старший аналитик «БКС-Капитал» Сергей Суверов. С другой стороны, слишком активно жонглировать чиновники налогов не, как финансовые поступления от первичных формах сектора более половины федерального бюджета и обеспечить своевременное повышение пенсий и зарплат госслужащим. Это доказывает, что низкая цена не в интересах правительства. Поэтому говорить, что Россия скоро сможет создать инструмент для контроля уровня топлива, который, как и в США, позволяет быстро снизить затраты на топливо, преждевременно».

Между тем, нефтегазовые эксперты уже обсуждают идею продажи бензина на поллитра. «Стоимость топлива должна раздражать потребителя, по крайней мере на стелы с ценами. Однако, это маскировка симптомов, не лечить болезнь, говорит Кокорева. Автовладельцы теперь стараюсь заправляться на небольшую сумму — 500-1000 рублей. Увеличение стоимости бензина не добавить в этот проверить литров, и на заправку придется чаще посещать».