Главная / Культура / Племянница композитора Овчинникова: “В любви был безумен и неутомим”

Племянница композитора Овчинникова: “В любви был безумен и неутомим”

Совсем недавно, в феврале 2018 года, не наш великий современный композитор Вячеслав Овчинников. Когда они покидают гениальные музыканты, их музыка. Она жива и бессмертна, как душа.

“Война и мир”, “Иваново детство”, “Первый учитель”, “Дворянское гнездо”, “Андрей Рублев”, “Они сражались за Родину”, “Долгая счастливая жизнь”, “степь”, “солдат пришел с фронта” — далеко не полный список фильмов, наполненных Музыка Вячеслава Овчинникова. Только около сорока.

Гении имеют репутацию эксцентрика, тяжелый в повседневном общении. Поэтому их внутренний круг иногда приходится нелегко. Вячеслав Александрович был исключительный и чрезвычайный.

Раскрыть “секретные файлы” из жизни композитора, решил, что его любимая племянница, писатель и журналист Елена Черникова.

— Моя бабушка, и его мать, Александра Моисеева Овчинникова, в девичестве Неведрова, было пятеро детей. Первая девушка, Тамара, умерла в детстве. Моя мама-вторая дочь. Его также называют Тамарой. Прабабушки на коленях, лишь бы не дать новорожденной девочке имя погибшего ребенка — это плохая примета, но бабушка была неумолима. Так и случилось: моя мать, Тамара, скончалась в возрасте 38 лет от острой и злой рассеянного склероза. Эта болезнь пока неизлечима, но сегодня есть поддерживающая терапия, которая не существует. Мама всегда была крайне сложной: паралич — ремиссия — паралич… и паралич. Я пошла в первый класс, когда мама была в больнице. Пять лет спустя, она исчезла. И Маэстро (я звонила Овчинниковой либо “Маэстро” или “Слава”, и мы всегда были на “ты”) в этот период написал много музыки для фильмов, и все заработанные деньги отдавал сестрам спасения. Они также имели глубокое духовное родство. Все он вернулся моя мама переехала ко мне — он меня увидел. Кроме того, я своей крестнице.

— Самые яркие детские воспоминания связаны с ваш знаменитый дядя?

— Я сохранил все, что в 3 года начал писать прозу, а в 6-7 лет — стихи. Однажды, когда я гулял во дворе, Маэстро нашел ноутбук, который я спрятал. Я иду в дом — это сердце читает мое стихотворение “счастье”… я плакал потому, что книги были написаны в тайне и не предназначенные для чтения вслух. Я успокоилась, и мы договорились: я пишу стихи, я перепечатать их на машинке (я научился печатать) и отправить на славу в Москве, и в ответ он присылает красивые открытки из разных стран. Это был мой первый “гонорар”. Альбом остался…

Когда он прибыл в Воронеж принял с утра такси, которые тогда стоили копейки, и мы вдвоем ехали в Воронежской области до вечера. Пошел к заброшенным храмам, прогулки по полям и лесам, где настоящая русская природа. Чистой, настоящей русской земли. Там, в глубине России, выросла наша нежная дружба. Я плакала, когда он ушел. Маэстро никогда не делал скидку на мой юный возраст, были на таком же уровне, как с товарищем. Он даже говорил о своих романах.

— В своем интервью, которое, кстати, на пальцах, не. Казалось, он очень закрытый человек.

— Несколько журналистов удалось прорваться к нему, и в его личное пространство он не позволял никому. Я написала эссе к 70-летию Вячеслава Овчинникова по поручению Воронежского литературного журнала “Подъем”, столкнулся с сильнейшей оппозицией. Мою кандидатуру предложил сам маэстро — хотя он молчал о наших отношениях. Несколько месяцев ходила к “кровавой войне” — а потом сказал: “Никого не волнует!” или “не делай этого!”. Из-за ожесточенного изменений, противоречий, ссор и примирений эссе, написанного в 2006 году, была выпущена только в 2007 году! Мы проверили каждое слово — в конце концов, текст был сокращен в 10 раз: Слава “ампутировать” все, что касается семьи. Дирижер-это диктатор по натуре, поэтому спорить было бесполезно. Вышли на компромисс. Я пытался исправить это в радиопрограмме, которая была в 2006 году, мой тогдашний программа авторского права. И эссе “Музыка Вячеслава Овчинникова” Маэстро считается эталонным. Купила несколько пачек журнала и дал ему, как и его карта.

— Интимной сфере его жизни, любовных романов — все Терра Инкогнита. Он любил женщин и был поглощен только одна музыка? Он был “свой тип”?

— Понравилось. Обожала. Женщины занимали важное место в его жизни. Тип приоритета? Никогда. Маэстро уважают и блондинки, и брюнетки, худые и пышные дамы. В любви он сошел с ума и неумолимы, чтобы прекратить его выходку. Абсолютно. Его первый заоблачные страсти — болгарской пианистки, которые граничат с правилами социализма отделил его в молодости, был изящным. Он сказал мне, что ревновал ее, как только вышли на сцену, где она выступала, немедленно выполнять. От сцены! Она играла в платье без рукавов и ее голые плечи, видны всем зрителям. Любовник не выдержал. Поверьте, история типична. “Стены” и конвенций не существовало Овчинников.

Случилась загадочная история. Там была женщина, которая в течение тридцати лет подряд на свой день рождения, 29 мая, принес огромный букет роз, оставленный на пороге, исчез. Я видела букет записку, напечатал: “Аве, Цезарь, а те salutant” (“Славься, Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя”). Только один раз нам удалось увидеть, как она побежала вверх по лестнице и…

Женщины обожали его. Когда я поступил в колледж, а потом в первый раз жила она в славе. Когда мы жили на Подсосенском переулке, он был ограничен к истории, и когда он перешел в Ленинградский проспект, дом 1, — и вот уже три номера — я пришел из Института, чтобы обнаружить и мирно спит, народный артист, танцор, и воздух-молодой циркач, жонглирует булавами прямо в коридоре, и вдруг кукла с большой грудью и потрясающей коралловое ожерелье… целая армия женщин! Я видел много, много он мне рассказывал — он любил поговорить со мной о женщинах. Он должен был совершить агрессивные усилия только ради его первая жена, Ольга, космос Basystiuk (ныне народный артист Украины): великолепного сопрано, небесный голос. Он буквально искал ее. Брака хватало, но их совместные концерты и записи — золотой фонд мировой музыки.

— Почему он не иметь детей?

— Он сказал мне, что количество абортов сделали его разных женщин может быть около двухсот детей. Я считаю этот номер, потому что он обильно плодоносил, но рожать своих женщин не допускается. Маэстро произошло длинные романы, как один известный поэт — прекрасная история длилась годами. Тогда серьезно, пять лет был увлечен молодой актрисой по имени Нина, очень милая и добрая, но очень ветрено. Они оставили страшно. Спустя несколько лет Нина вышла замуж за молодого хорошего человека, родила… и погиб в авиакатастрофе.

Я думаю, что Слава не хочет детей, потому что я всегда сильно вовлечены в проблемы нашей большой семьи. Возможно, ему казалось, что дети станут помехой для творчества, потому что больше всего он был заинтересован в музыке.

■ ■ ■

Вы прислушались к его советам?

Мы всегда помним, что мы самые близкие друзья у нас было о чем поговорить. Иногда он “участвует отец” и пытался вести меня, как группа, по-видимому. Убеждать меня в своей невиновности, он может найти творческое решение. Все зачистили его невероятную доброту.

Я помню в третьем классе я получил его в моей голове, что я хочу в балет! И неважно, что я учился в музыкальной школе, что после болезни врачи запретили мне заниматься. Хочу и все! На стене у меня висит большой портрет Екатерины Максимовой. И бабушка, не выдержав натиска, взял меня в Москву в балетную школу. Но умные маэстро впервые отвел меня к своему старому другу — балерина Большого театра. Я помахал руками и ногами и слышно: “мой ребенок, у вас есть природная гибкость, но наше искусство не должно быть женской фигуры, а у вас большая попа. Балет-это не твое дело, вернуться в музыкальную школу…” с хореографией была закончена. Лизать мои эмоциональные раны, мы пошли в ресторан Дома кино. Мы были близки обед Славин друг — Никита Михалков. Мясо было отличное, томатный сок я хотела в кино. После обеда мы прыгаем по лестнице и слышу за спиной реплики Никиты: “Слав, ты не можешь сделать девушку такой, привезти в Москву!” Я был одет в коричнево-голубой советские рейтузы с начесом…

— Потому что он дружил с семьей Михалковых, даже называли Наталье Кончаловской его второй матерью. Однако, было признано, что Сергея Владимировича Михалкова, его характер трудно пережили…

Слава жил в их семье. Михалков любила его даже в самые трудные времена своей молодости. Однако, чтобы быть с Маэстро под одной крышей всегда было сложно. Если он разбушевался, чтобы остановить его — только бульдозер. На коже я испытал это много раз. Однажды за столом, в своей квартире на Ленинградском проспекте, кто-то сказал, что это неправильно. Слава в ответ бросил пустую бутылку из-под шампанского в стене — и он застрял! Шеи. Сантиметров. И долго потом торчали из стены… он мог перевернуть стол с венецианского стекла. Приходите с друзьями ночью в Центральном Доме литераторов, где он — лично — уже Открыт закрытый ресторан в Дубовом зале, и так далее. Чудесно!

— Напрашивается вопрос: ваши отношения с дядей было безоблачно?

— Мы были очень близкими друзьями, но так случилось, что искры летели! Маэстро ненавидел моего отца. Он не мог простить ему отношения к моей матери, особенно во время ее болезни. Когда в 1983 году мой отец был убит, Слава ляпнул слова: “Если бы я мог сделать это из могилы, чтобы снова убить и поставить обратно.” И я фанатично любила своего отца, лет разрывается между своими любимыми Vyacheslave. Конфликт на предмет того, кого люблю, был в нашей семье навсегда. Например, его мать сказала ему, чтобы жениться на второй жене. Я слышал своими ушами, как моя бабушка, и он сделал. Они зарегистрированы в октябре 1998 года, когда моя бабушка умерла двенадцать лет не был в мире, и слава нарушил присягу, женился. Стресс я вам скажу только то, что он видел, или он мне сам говорил. Другие люди могут иметь другие воспоминания, конечно.

— Какие еще темы могли бы вызвать взрыв?

Маэстро был против моего второго брака, и в ярости я чуть не разбилась о мою голову тяжелый роторный телефон. Кровь текла по моему лицу, но я вышла замуж. Природа у нас тоже есть семьи… еще одним камнем преткновения была его встреча с женщиной, которая безумно завидуют наши со Славой отношения. Внешне все выглядело хорошо, но ее глаза сверкали, когда за столом он сказал, указывая на меня: “это единственный человек на Земле, который меня понимает!” Ей часто приходилось ездить в командировки, и слава познакомились, когда ее не было дома.

■ ■ ■

— И что Вячеслав Овчинников на трибуне? Музыканты его любили?

— Он был великолепен с оркестром. Ценится мануальной дирижерской техники. Музыканты они восхищались. Его первый концерт в качестве дирижера — в 1973 году в Большом зале Московской консерватории — был охраняла конная полиция, и цветов надарили столько, что грузовик не возьмет. Маэстро бросил их памятник любимого композитора Чайковского. В общем Овчинников — человек судьбы. Никогда не был заслуженный артист сразу же стала популярной. Таких историй в русской культуре только два: Запад, первый народный артист России, Овчинников.

— Я думаю, что многие музыканты обижаются маэстро за его острый язык. В интервью, у него нет жалости. Даже Прокофьев. Оценивая свой дар пианиста, сказал: “но Опера Прокофьева, Я бы сжег на первом месте — “Война и мир” абсолютно бесполезной”. О Мравинский сказал, что он был “слишком сухой, выехал на Шостаковича”. Позже подъехали, Башмет…

— Слава не держал в себе то, что чувствовал потребность выразить. И показал. По его мнению, он был уверен и всегда на тысячу процентов. Диктатор. Дирижер. Хозяин космоса! В то же время, маэстро мог быть обаятельным, дипломатические. Он был очень начитанный, образованный, он всегда что-то познано, и иногда в ущерб музыке, к сожалению. Анализ реального мира, на мой взгляд, совершенно не позволяет выводы.

— Он не имеет авторитета?

— Был, но все переменчиво, вы знаете. Сегодня был, завтра. Однажды король Тайланда приказал Вячеслав Овчинников музыка в качестве подарка на 60-летие его супруги, королевы. Маэстро сочинил симфонию “букет для королевы” — очень красивая музыка, которая объединила европейские и восточные мотивы. Помню роскошный, дорогой бумаги, программы Королевского концерта. Слава Наташа жила в лучшей палате, я увидела фотографию. Все роялти. И в Таиланде свои церемониальные, конечно: приветствуя монархов, женщина имеет особым образом распростертым на полу. Маэстро сказал, что если его жена вынуждена принять эту должность — он сразу уедет в Москву. Перед премьерой. Король все понял. Я смотрел видео: дамы на полу, а жена композитора в узком черном прозрачном платье стоит. Премьера Симфонии прошла с огромным успехом.

— Известно, что многие известные режиссеры, он отрицал музыку к фильму. Даже Михалков сказал “Нет”. Не писал музыку к “штрафбат” — из-за идеологических соображений, считая, что это искажение правды о войне…

— Много таких дебатов. Маэстро не совпадают с его понятиями добра и зла. Прямой человек, он ни за какие деньги не придется участвовать в чем-либо, что противоречит его внутренним установкам. Кстати, его величайшим достижением в фильм музыку, он думал, что картина была создана по просьбе вдовы Александра Довженко: выразил немое кино, “Звенигора”, “Арсенал” и “Земля”. Теперь есть это чудо: все покрыто звук. Любое движение любого художника слились с музыкальной фразой, soprirodny переживаниях героя. Это подвиг. Так не бывает. Достаточно взглянуть на “Землю”…

— Как вы думаете, Вячеслав Овчинников такой персонаж?

— В кого? Мать. Это моя бабушка. Это было невероятно. Он жил и писал для нее. Бабушка мне много лет рассказал мне о своем детстве и своих мечтах. Она говорила со мной ежедневно. Ее мечты были все о музыке, она передала свою страсть к детям.

Вячеслав был ее любимым ребенком?

— Мне казалось, что между ними, Космический мост. Я видела свою бабушку в своего рода космическую капсулу, в которой гений послан на Землю. Она рассказала мне, как мы прошли мимо музыкальной школы: в храме. Все окна были слышны смешанные потоки звуков — они были ее Литургии. Мать знала, кого родила. Кстати, в девять лет он писал мазурки, которая затем включается в “войну и мир” Сергея Бондарчука. Мать была его основная аудитория. Все для нее. 20 сентября 1986 года она умерла. Я помню день похорон. Я смотрю на его лицо и вижу, что он не только хоронят мать, но если он идет. В тот же день он сказал мне: “теперь у меня нет причин писать”.

Музыку к “войне и миру” он писал, будучи еще студентом консерватории…

А потом музыка к диплому Кончаловского, Тарковского. Потом было “Иваново детство”, “Андрей Рублев”. Слава буквально жили на студии “Мосфильм”. Иногда падают в голодные обмороки: забыл о еде. В комнате человек, он имел возможность писать, запись, проведение, крепление. Он мог сделать все это сам.

В кино с 1986 года — как белый лист…

— Оставил гармонию, а вместе с ней — и музыка. Мать была для него всем. Ее уход разделила его жизнь пополам. Началась жизнь другого человека. Даже форма изменилась. Раньше он был спортсмен, сильный, коренастый. Если бы мне пришлось похудеть, чтобы влезть в дирижерский фрак — это легко. И вдруг он растолстел. Вес превысил 100 кг, доходило и до 140 при среднем росте. В прошлом году он потерял много веса. В гробу был неузнаваем.

Он умер в 82 года. Не так уж и преклонный возраст.

С августа 2014 года мы почти не видели. Я позвонила, он был на обследовании, лечении. Его голос угасал. Я думаю, Маэстро не хотел, чтобы его видели слабым. Шел он тяжело. В последние годы, каждый разговор зашел в одной теме: “вы курите! Вы знаете, что это?” Я пошутил: “Это от человека, который научил меня курить!”

Вы поддерживаете связь с его вдовой?

— В какой-то статье в Интернете когда-то писал, что в последние годы он жил один. Надо бы найти автора… нет, слава поженились. Официально. Жена была посвящена его здоровье, много сил и денег. Через два дня после похорон пришло странное смс: “Лена, не без моего согласия, чтобы беспокоить наших друзей. Не собираюсь представить наш семейный архив”. Не знаю, что друзья его, — я не звонила никому, хотя я и многие мои друзья просили меня написать книгу о Овчинников. Никто не сможет осилить эту работу, кроме меня. И если не я, то придут все те же “бронзу” история, которых полно в сети, плюс добродушный “приправляя” его щедрость и бескорыстие. Это все правда. Но для книги История и сюжет, и присоединиться к ним требует навыков. Как для семейного архива, для меня все давно собрались мой дед, отец композитора и мой опекун Александр Георгиевич Овчинников (1906-1999). Если вдова научился писать книги — даже пишет книги, а не текст. Она была еще молода, сильна…

— Композитор Овчинников оставил завещание?

Я не знаю и не хочу знать. На панихиде, 8 февраля, я в храме был “слух”, хотя его голос тихо сказал: “Не ходи к юристам. Все, что твое, – твое”. Я пришел домой, сел за стол, представленного им. Он сказал, что за этим столом писал музыку к “войне и миру”. Скоро начнем с друзьями, чтобы восстановить пианино, которое он дал мне в 1991 году. Я сплю на диване, который он подарил мне на мое тридцатилетие. В окружении своих подарков в этот день. На стене-часы, под которые мы выросли все…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*