Главная / Культура / Олег Басилашвили: «Судьба российского гражданина — невозможность сломать свой конформизм»

Олег Басилашвили: «Судьба российского гражданина — невозможность сломать свой конформизм»

Что я могу сказать, перед нами великий художник. Это не фигура речи, не преувеличение, не дань юбилейной благодарения. Я знаю, что мне нужно в жизни, чтобы сказать человеку все что думаешь, потом поздно будет… и жизнь Олег Басилашвили времени уже прошло много 85. За это долгое время он успел остановиться и москвичи, и ленинградцы, и заместитель…

Фото: АГН “Москва”

Но вот что он оставил? Ответ ясен, единой и точной, как песочные часы жизни: он был человеком и художником.

Демократ-дипломат

— Я думаю, вы можете назвать последние демократической эпохи. Потому что понятие “не демократ”, и вы. Я думаю, что в политике вы не сделали ни одного неточного движения, хотя для вас это наверное не комплимент. Вы демократ с конца 80-х, не изменить принципам, которые были. Но многие изменили их.

Вы знаете, этих людей я вижу мало, что бы изменить своим принципам. Просто если много кричат о своих принципах, даже больше, чем тех, кто об этом молчать.

— Если вы помните первый Съезд народных депутатов РСФСР, для вас моменты надеюсь, возможно? Как вы сейчас воспринимаете время реконструкции.

— Я помню время Съезда народных депутатов Российской Федерации с огромным удовольствием и испытываю то же самое чувство, что тогда у меня не было. Это чувство сопричастности к судьбе моей любимой Родины и в чем-то изменить свою судьбу.

— Скажите, вы голосовали на недавних губернаторских выборах в Санкт-Петербурге?

— Да, я голосовал.

— Почему-то мне кажется, что ваша кандидатура не был мастер складно.

— Ну, давай хранить этот секрет.

— Нет, что вы, я на сто процентов.

— Я считаю, что в этом случае первичные выборы были выборы в муниципальные образования города. Это та демократия, о которой мы только что говорили: что есть сила людей, объединенных в один район, один двор, одна улица. Вот в эти самые точки и есть те же проблемы, что растет как снежный ком других проблем, похожими на них и выносятся на обсуждение в Государственную Думу. Это самое важное демократическое образование в нашей стране. Поэтому я основное внимание уделил их, и я счастлив и рад, что многие муниципалитеты победили представители демократии.

— Вот что он говорил о Солженицыне. Он просто назвал это Советом.

— Да, абсолютно. Мне кажется, что следующим шагом нашего правительства должна быть довольно обильное финансирование этих муниципалитетов, потому что планы у них есть, желание есть, но делать почти ничего они не могут, для них финансовых услуг на низком уровне.

“Я горжусь 90-х годов”

— Тогда о других вещах. Я хотел бы спросить О главный режиссер своей жизни Георгий Александрович Товстоногов.

— Да, это тема, что мы можем поговорить.

С одной стороны, это режиссер, которому ты обязана всем.

— Конечно, я многим ему обязан. В первую очередь тем, что он продолжает славные традиции русского психологического театра. Самое главное, что сделал Георгий Александрович.

Но есть и другая сторона, к сожалению, это резонирует с тем, что мы говорили в начале. Вы знаете, что он подписал письма в национальной прессе против Сахарова, Солженицына. Когда вы будете читать эти письма в “правду”, что тогда подумал, зачем он это сделал?

– Я думал то же самое и теперь, когда я думаю о тебе. Георгий создал уникальный театр, Большой драматический театр. Горького. Он сказал мне, что всю жизнь мечтал создать что-то вроде Московского Художественного театра Мейерхольда, Камерного театра и театра имени Вахтангова. “И что я, к счастью, удалось”, – повторил он.

Он создал уникальную труппу, пожалуй, лучший балет в Советском Союзе. Он создал целый ряд уникальных и выдающихся выступлений. Театр был создан, не только актерский, но команда рабочих сцены, билетеров, освещение, реквизит… это его дело, он знал: если он где-то с точки зрения власти нелояльные, все что может летать.

Он висел на волоске. Например, рассказал первый секретарь Ленинградского обкома КПСС товарищ Романов, что он готов был снять его за какие-то “неправильные” представления. Георгий пользовался покровительством некоторых лиц из Москвы, я не знаю, кто, на мой взгляд, даже с самого верха, но любое неповиновение грозило ему увольнением. Я думаю, это было вызвано подписей на Буквы, о которых вы говорите. К сожалению, это так.

Я знал его позицию, знал как человека (более или менее, конечно, мы не были с ним друзьями, я посмотрела на него снизу вверх) и понял все, что он подписал, было вынужденным и продиктовано ответственность за театр.

— Ты знаешь, что он твой учитель и ты не мог пойти против него, не хочу публично сказать: Георгий Александрович, почему вы это делаете, это подло.

Поэтому он вынужден был написать такое письмо. Но почему мы говорим об этом? Вы знаете, что тогда был Советский Союз и как человек может страдать от принудительного рабства. Вы понимаете, что хороший Ельцина. Почему ты мучаешь меня?

И 90 для меня это самые лучшие и счастливые годы в России, во время которого сделала огромный шаг вперед на пути создания демократического правительства. И спасибо Вам за это, Михаил Сергеевич, Борис Ельцин и многие друзья.

Но можно ли простить чеченской войны? Сколько людей погибло.

— Одобрять или не одобрять — довольно сложно. Поставьте себя на место президента любой страны, и вы поймете, насколько тяжело это принял решение. Найти матерные слова и критиковать очень легко. В данном случае, я не намерен. Я горжусь 90-х годов. И не только я, но и сотни, тысячи, миллионы людей начали дышать свободнее, чем раньше.

Я не буду спрашивать вас про политику, особенно про 90-е я совершенно другого мнения. Скажи мне, кто был или есть ваш любимый партнер в БДТ?

Спрашивает, все мои партнеры, любимые. Все они мои друзья и каждый из них-великий художник. Назвать одного или двух не будет хорошо для других.

— Я хотел бы вам рассказать о некоторых из ваших партнеров. Олег Борисов.

Это человек, к которому я испытываю жгучую зависть к его таланту. Такие фильмы, как “по главной улице с оркестром”, “слуга” или “садовник”, он играет их великолепно. Не только играет, он становится человеком слепо верить. Театральные образы, которые он создавал на сцене БДТ, тоже хорошего. Судьба нам личико в качестве партнеров, к сожалению.

— Павел Луспекаев.

— Величайший художник! Самый большой, самый талантливый, гениальный художник. К сожалению, болезнь помешала ему осуществить все его потенции до конца. Тот факт, что он играл на сцене БДТ, – это Черкуна в “Варварах”, подавая в “Поднятой целины” и многие другие, никогда не покинет мою память, я думаю, из памяти тех людей, кто наблюдал за ним на сцене.

— Ефим Копелян.

Это совесть нашего театра. Все знали, что в присутствии Copelan не говорить пошлости, не может быть нечестным, не соответствует действительности. Но как актера мы его называем “наш русский Жан Габен”, он принес на сцену сдержанность и новый стиль, который, прежде чем люди увидели на сцене. Сдержанность, внешний мир с бурной внутренней жизнью. То, что он создал на сцене нашего театра, я никогда не забуду.

— Сергей Юрский.

Это мой друг. Его смерть для меня большая трагедия, потеря. Сергей Юрский-это человек эпохи Возрождения. Юрский-это мульти — талант, поиск людей, человек всегда движется от каждой роли Viscusi какой-то глубины, которая свойственна только тот кусок, который он играет. И его программа чтения! Даже не читая, а просто большие спектакли на тему Пушкин, Зощенко, Хармса.

Этот рассказчик, такого разнообразия литературных произведений я никогда не встречал и наверное не встречу. И еще — человек, который считал себя самым высоким демократическим правилам и убеждениям. И, видимо, это помогло ему стать тем, кем он был всю свою жизнь.

— Владислав Стржельчик.

— Моменты быть с ним на одной сцене в одном спектакле-это чудо. Помню спектакль “цена”, где он сыграл замечательные роли старой мебели забора Соломона, ряд других выступлений. Роль, в которой он сиял, навсегда вошли в золотой фонд русского театра… и Алиса Фрейндлих?! Последние 20 лет является моим верным партнером. Какая радость, чтобы быть с ней на сцене…

“Моя основная съемка была 9 мая 1945 года”

— Если говорить о кино. Вы помните, что мальчик на велосипеде в фильме “Подкидыш”, которому тогда было пять лет?

Да, я помню. Снято на Чистых прудах, и мы жили на Покровке. Снято на Kistokaj (так мы называли Чистые пруды). Дядя пришел и сказал нам, ребята: прокатиться на велосипеде. Мы бегали, прыгали, катались на велосипедах, кидали шарики, ну, там мы снимали в фоновом режиме. Так что я пошел в кино.

Но главная моя стрельба была 9 мая 1945 года, на Красной площади, в день, когда мы узнали о капитуляции фашистской Германии. Моя подруга сайту albacom Виктория побежала в тень красный флаг, что мой брат Жора украдено до войны, в каком-то здании, он был здесь… и Джордж был убит во время войны в 1943 году под городом Ельня.

Здесь мы вышли на Красную площадь с флагом, огромная толпа в черном, потому что это были немаркого цвета. Где-то звучала гармонь, кто-то танцевал. Мы видели грузовик, на котором стояла кинокамера, и парень крикнул нам: “бросьте, ребята, бросьте ваши шляпы, кепки и мы вас снимем”. Ну, мы начали кричать “ура!”, размахивая флагом. Это все есть на кадрах кинохроники.

Когда сейчас показывают этот фильм, я вижу толпы и понять, где я стою и запечатлен с флагом другой сайту albacom Виктория.

— Скажи мне, Владимир Бортко вы считаете своим директором?

Да, конечно, почему нет? Я снялась с ним в нескольких фильмах. Мне интересно работать, он человек резкий, очень талантливый, и ряд его фильмов войдет в историю советского и российского кинематографа.

— Наверное, главная роль в этом — Воланд. Помню, что тогда была дискуссия о том, что Воланд-это такой старый и спрашивает: сколько лет Воланду? Действительно, несколько тысяч лет точно. И я понял, что лучшего Воланда, чем вы просто не знаете.

— Ну, спасибо, я очень рад слышать это.

— Извини еще раз о политике. Бортко был кандидатом на пост губернатора, а затем снял. Вы переживали за него в этом смысле?

— Каждый человек волен делать то, что он хочет. Он хотел бежать — бежал. Я думаю, что он имел какие-то шансы выйти во второй тур, но не хочет этого делать. Он в первую очередь режиссер, и объединить деятельность с направлением губернатора ему было невозможно.

— Говоря о кинематографистов, и Данелия, и Рязанов мог сказать о вас: я пойду.

И я могу сказать, что мои директора, что мне очень повезло и одновременно не повезло, потому что мы не работали вместе. Я бы хотел больше работать с ними, но, к сожалению, это невозможно.

— Мы знаем также, что Эльдар написал письмо, которое вы ему действовать во всех своих фильмах, и подписался.

— Да, это так, но это шутка, конечно.

— В каждой шутке есть доля шутки, он все еще пытался выполнить это условие. Ты не жалеешь, что не снялась в “Иронии судьбы”? Хотя ваша картинка есть.

— Я сожалею, конечно, но я должен вам сказать, что так играть, как играет Юрий Яковлев роли, я бы так блестяще не играли. Это удивительное творение актера: в небольшой роли этого человека. Я была в восторге и удивлена, я не знала, что в этой роли скрыты такие возможности. А Яковлев увидел ее и сыграл просто великолепно.

Но кто бы мог сыграть в “Осенний марафон”, Как вы? Хотя Данелия снимал в основном о себе, Володин писал о себе, и кого Вы играли? Русская интеллигенция?

– Если вы считаете, что Володин и Данелия писал и снимал о себе, мне казалось, что я должен играть тот, кто хочет быть в одиночестве. Не в любовном треугольнике была его трагедия, и что этот треугольник сдерживает себя.

Он должен бегать туда-сюда, от жены к любовнице и обратно, и он хотел бы сидеть за столом, окруженный словари, иностранных рукописей, переводить и писать свои произведения — это его жизнь. Все остальное это прилагательное. Но, к сожалению, он никогда не преуспевает.

Это судьба каждого русского, советского гражданина — неспособность сломать себе конформизм. То есть, он не может сказать Да, когда сказать да и не могу сказать нет, когда сказать “нет”. Ему неудобно перед людьми, он не хочет обидеть ни того, ни другого, ни третьего, ни четвертого, и теряет самого себя. Я пытался играть, а не о романтических приключениях.

Он не может сказать да и сказать нет, и теряет самого себя, и боится обидеть — это характерно для большинства умных людей в СССР. И актер Карен Шахназаров, и вы скажете, что он ваш директор.

— Конечно, да, я бы хотела работать с ним. Мне было с ним интересно, если он предлагает творческие решения. Я стараюсь рассматривать фильмов, в которых он снялся.

И я всегда стараюсь рассмотреть “Яды, или всемирная история отравлений”. Но, на мой взгляд, это опасный фильм, вам не кажется? Когда Говорухин снял фильм “Ворошиловский стрелок” Ульянов потом пожалел, что играл там главную роль, потому что в жизни люди повторили этот “подвиг”, мстил правительству за несправедливость, а также убил других людей. И у вас эти “яды” нет никаких сомнений, что и кого ты играешь?

Я думаю, что фильм не может спровоцировать терпеть в жизни действий, которые наблюдаются на экране. Я никогда не думал об этом. Это фильм о бессмысленности поведения всех этих людей, потому что жизнь они заменяют фальшивые заполнения, убивать друг друга, мстить друг другу, льстят друг другу, но не делать то, что Творец вывел на землю.

— Сейчас я смотрю “яд” и я помню, как был в Англии отравили Скрипаль, к сожалению.

С Скрипаль мне трудно сравнивать, я не в курсе всех этих вещей. Ну, его отравили и отравили, Бог с ним. И кто это никто никогда не узнает.

В “Обломове” вы, кажется, за одну секунду, показать язык Табакова и исчезают. Что это было?

– Дело в том, что мне пришлось выступать в “Механическое пианино”, или в роль тогда играет сам Михалков, доктор, или что там Ромашин. Никита меня пригласили, и я согласился.

А потом я попала в аварию, отец умер. Одновременно умер говорят в театре, и стало как-то не до съемок.

Больной мамы очень тяжело, и врач прописал ей жить, где она хочет, чтобы летом во время отпуска. У нее было любимое место в Москве — Хотьково, там был наш дом, и мы там жили. И он может быть в совершенно другой области. Поэтому я пришел к Никите и сказал: так и так, играть не могу, потому что моя мама должна пойти в этом городе Бронницы.

Он сказал: “Да, вам придется жить в доме отдыха, есть все условия”. Но я отказался, и мы, вместе с моей мамой провели наше последнее совместное лето там, в Хотьково. Никита был очень зол на меня, что я отказалась сниматься в его фильме в такой роли. Вдруг я услышал по радио, что Никита Михалков будет снимать фильм “Обломов”, желающих быть в толпе прохожих, пожалуйста, приходите в такой-то в восемь часов утра. Я пошел туда, как человек, который хочет быть в толпе. Он увидел меня: “Ты здесь?” “Я пришел, чтобы вы поняли, что я хочу выступать в вашем фильме”. Он был очень счастлив и сразу же придумал этот идиот, который язык показывает.

— Скажи мне, у тебя будет бенефис к юбилею?

— Вы знаете, такого рода годовщина вещи мне неприятны. Я люблю проводить свой день рождения в кругу своей любимой семьи. У меня есть замечательная жена, которую я люблю. Она является опорой в моей жизни, мы прожили намного больше, чем 50 лет. Она хорошо разбирается в театре, она и музыкант, работает на телевидении…

— На канале “Культура”.

— Она имеет несколько отличных проходов, один “королевской кроватью”, который. У меня две дочери, двое внуков. Так что забот навалом.

Я хотел бы, чтобы отпраздновать юбилей вместе с ними, и все торжественное заседание, когда я на сцене, я что-то говорю, я ненавижу, я ненавижу его. Никаких юбилеев, торжеств, я не буду делать. Я уже дважды претерпел это страшное испытание, это было здорово, спасибо. Всем, кто любит меня, спасибо — я тоже люблю тебя. И каждый, кто любит Бога дарует вам крепкое здоровье, жить дальше. Вот и все.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*