Главная / Экономика / Никита Кричевский: «Индикаторы состояния российской экономики показывают нисходящий тренд»

Никита Кричевский: «Индикаторы состояния российской экономики показывают нисходящий тренд»

Недавно Министерство экономического развития, а также ряд ведущих международных экспертов, в том числе Института международных финансов, дал оптимистичные прогнозы для российской экономики на протяжении трех лет. Хотя заявленные цифры роста российского ВВП колебалось в широких пределах – от 2, 1% 6, 2% – все-таки речь идет о подъеме и умеренное ускорение в среднесрочной перспективе. Однако, некоторые последние статистические данные показывают, что, хотя в отрасли доминирует нисходящий тренд.

Лечение идет на спад

В последнее время, индекс деловой активности в производственном секторе снизился до десятилетнего минимума. Эксперты IHS, компании Markit, рассчитывает индекс на основе опросов руководителей сотен российских предприятий, заявил, что негативная динамика связана с ослаблением потребительского спроса и, соответственно, потеря клиентов из промышленности. Кроме того, отмечается, что снижение деловой активности в промышленных секторах наблюдается в России в течение шести месяцев, и теперь его темп достиг своего пика.

Таким образом, даже если местные “точка дна” производственный сектор уже прошел, тогда торможение и восстановление может занять не менее шести месяцев. А с учетом того, что курс “потребительского спроса” напрямую связана с вопросом о стабильности финансового положения потребителей продукции отрасли, рассчитывать на то, что разворот тренда и рост производства могут, в лучшем случае, в среднесрочной перспективе.

Транспорт-это “лакмусовая бумажка” состояния отраслей

Еще один яркий показатель текущего состояния дел в российской экономике является статистика объемов перевозок грузов различными видами транспорта. В первую очередь, это напрямую коррелирует с промышленного производства и внутренней торговли и экспортных поставок.

Таким образом, перевозки внутренним водным транспортом за 10 месяцев сократились на 16,3%, морским – на 17,8% (т. е. процент чартерных судов). В основном снижение обусловлено сокращением экспорта зерна, а также в отношении транспорта, сокращение потребности строительного рынка. Воздушный транспорт, доля которого на самой низкой (0,01%) и показали отрицательную динамику -4,1%. Недавно подарили, национальной железнодорожной свежие данные перевозчика для погрузки также демонстрируют, по крайней мере, о существовании серьезных проблем в отдельных отраслях.

В целом погрузка на сети РЖД в январе – ноябре 2019 года снизилась на 0,8% (1,2 млрд. тонн). Наибольшее негативное влияние на общий показатель оказало снижение объемов перевалки объемы зерна (это на 21,4%), лесоматериалы (-8,3%), лома (-7,5%) и цветных металлов (-5,5%). Также отрицательную динамику продемонстрировали показатели погрузки цветной руды (-2,5%), нефти и нефтепродуктов (-2,1 процента), угля (-0,4 процента) и ряд элементов сырья, в основном формируя “портфель” грузовых железных дорог.

Учитывая представленные данные по грузоперевозкам, некоторые эксперты поспешили объявить началом серьезного промышленного кризиса. Однако, похоже, что сегодня имеет смысл рассматривать эти статистические данные не как сигнал к катастрофе, а как знак должны обратить пристальное внимание на состояние отдельных отраслей.

Слабые стороны, как потенциальные точки роста

Нет сомнений в том, что, исходя из статистических данных, в частности рисунков на объемы перевозок железными дорогами или автомобильными компаниями, как традиционно наиболее важных видов транспорта, то можно выявить наиболее проблемные зоны в единую экономическую цепочку и принять меры по поддержке отечественных производителей и экспортеров.

Таким образом, даже при беглом взгляде очевидно, что падение погрузки зерна сегодня, существует общая ситуация на мировом рынке зерна, в частности, значительные колебания цен и зависимость от поставщиков на погодные условия в портах.

В сложной ситуации в последнее время появились и производители древесины из северных регионов России. Спрос на их продукцию в Европе снизился, а экспорт в восточном направлении квоты. Эта ситуация повлияла на объемы экспорта и, следовательно, на производительность погрузки.

Для металлургов главная трудность сегодня-это проблема жесткой конкуренции на мировых рынках – сталеплавильных мощностей в избытке, и многие страны закрывают свои национальные рынки для иностранных поставщиков. Кроме того, металлургические компании демонстрируют снижение доходности в сочетании с продолжающимся ростом финансовой нагрузки на них.

Снижение погрузки нефти был прямым следствием общего падения объемов экспорта “черного золота”. В ноябре 2019 года, то она снизилась на 4,2% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Поставки нефти в зарубежных странах снижается, и некоторой переориентации на поставщиков из стран СНГ еще не принесли существенных плодов.

Эти вопросы, безусловно, требуют новых стратегических решений на государственном уровне. Из нынешнего несколько подавленном состоянии российской промышленности за счет стимулирования внутреннего спроса и развития перспективных экспортных направлений. Это особенно актуально сегодня, в период торговых войн и экономических санкций, которые накладывают друг на друга стран-экспортеров. Важным фактором восстановления экономики в растущий тренд может быть повышение доступности заемных средств для российских товаропроизводителей и поставщиков, а также появление инновационных прорывных проектов в ряде отраслей.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*