Главная / Культура / Мрачные выводы экспертов: на научную реставрацию Нотр-Дама может уйти полвека

Мрачные выводы экспертов: на научную реставрацию Нотр-Дама может уйти полвека

Огонь, охвативший Собор Парижской Богоматери, вечером 15 апреля была трагедия для всего мира. Пожар произошел на чердаке на леса и вскоре охватил все здание. В результате рухнул шпиль и крыши Нотр-Дам-де-Пари. К счастью, человеческих жертв нет, но готический собор был серьезно поврежден. Храм пережил войны и революции, священное место, где веками творилась история, теперь лежит в руинах. Вопросов – миллион: насколько серьезны разрушения; то, что потеряно навсегда; почему так долго не могли потушить дом, если я могу воссоздать шедевр мировой архитектуры, строительство которого ушли столетия; и если да, то сколько времени займет реконструкция?

Гибельный свинец

Со всего мира люди пишут слова поддержки и надежду на то, что один из символов Франции сможет восстановиться после небывалого пожара, горит более 10 часов. Но понятно, что история собора Нотр-Дам разделилось на “до” и “после”.

Однако, как мы знали, что собор огромный пожар, это было не всегда так. Собора было начато в 1163 году по приказу короля Людовика VII, и закончил спустя два столетия в 1345 году. в строительстве принимали участие многие архитекторы, но главные две считаются Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей, работавший с 1250 по 1267. Однако, после завершения строительства храм был приспособлен.

Как только памятник готической был уже на грани исчезновения. Во время Французской революции, собор пострадал: были разбиты скульптуры на фасадах зданий повреждены витражи, внутренняя отделка, ударившей в шпиль над центром собора. Собор был объявлен “храмом разума” и был возвращен Церкви под Наполеоном и освящен. Он был коронован здесь. Несмотря на это, здание было все еще в упадке: в те годы, когда Виктор Гюго написал “Собор Парижской Богоматери”, исторический памятник находится под угрозой полного уничтожения. Был разговор о сносе Нотр-Дам. Опубликовано в 1831 году, роман был возвращен интерес к шедевру архитектуры и поднял вопрос о ее воссоздании. Кстати, спасибо Гюго был возвращен витражи, хотя идея была сделать их прозрачными, чтобы в Собор проникали больше света.

Проект реставрации в 1843 году, был разработан Эмманюэль Виолле-ле-Дюк. Работа продолжалась в течение двух десятилетий. Результаты реставрации стали привычными для парижан и гостей столицы Франции, но в середине XIX века вызвал много споров. Многие считали, что оказалось ремейк: ряд исторических, полуразрушенные статуи, прежде чем украшать фасады, были переданы в музей, а вместо них появились новые. Итак, идея создания галереи химер на фасаде собора принадлежит Эмманюэль Виолле-ле-Дюк. Он нарисовал эскизы горгульи, и выполнили свои 15 скульпторов под руководством Дешама Жоффруа.

Именно тогда был возведен новый 96-метровый шпиль. Он был сделан из дуба и покрыты свинцом. Потому что сейчас шпилят так быстро сгорела, легко на землю свинец плавится, а дерево хорошо горит. Затем он был взят и крышу Собора: из свинцовых плиток 5 мм толщиной, перекрытие по деревянным балкам. Общий вес крыши составляет 210 тонн.

Собор мог быть уничтожен без огня

Последние несколько лет, эксперты забили тревогу – готическая церковь пришла в упадок и был разрушен на наших глазах. От величественного фасада откололись куски камня, которые были сложены во дворе. Стены начали рушиться, по мнению экспертов, из-за того, что Эмманюэль Виолле-ле-Дюк использовал бракованный камень. Некоторые водостоки, увенчанные горгульями, пришлось заменить на обычные трубы. Ветхие и шпиль – звучали опасения, что он может рухнуть. Несмотря на все это, Нотр-Дам не был закрыт для публики: каждый год он пропустил 12 до 14 миллионов туристов. На масштабную реставрацию, по оценкам различных экспертов, требуется не менее 100 миллионов евро. В 2017 году архиепископ Парижа Андре Вен-Труа объявил о начале кампании по сбору средств на восстановление собора Парижской Богоматери, который был создан специальный благотворительный фонд. Всегда за пару недель до пожара начались восстановительные работы. Это ошибка в процессе работы может привести к пожару.

Можно ли теперь восстановить собор? Сколько времени и денег это займет? О времени уже выразил представитель попечителей отвечает за восстановление здания, инженер Мишель Пико. По его словам, на восстановление уйдет как минимум 10 лет, если вы работаете с удвоенными усилиями. Но денег вам потребуется, очевидно, больше, чем ожидалось до трагедии.

– Вы должны производить высококачественные детали, это потребует времени. На реставрацию колокольни на площади Сан-Марко в Венеции прошло 10 лет. Так, наверное, на реставрации собора Парижской Богоматери займет годы, – рассказал “МК” главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, подтвердив прогнозы французского инженера.

Архитектор Дмитрий Алексеев менее оптимистичен: “Я думаю восстановить не получится. Вероятно, чтобы сохранить какую-то часть, а остальное завершит любой архитектор. Может работать современное чудо. Я вполне серьезно. Если, например, будет Нувель. Я бы добавил, что Нотр Дам-это не архитектура, и философия. Если вы восстановить, Вы можете получить суррогат”.

Директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева уверены, что научная реставрация возможна, но это может занять века.

– Сейчас собрали команду реставраторов. Опыт предыдущих реставраций, мы можем предположить, что первыми оценить безопасность несущих конструкций здания, их способность справиться с новой нагрузкой, сделает то, что уже собирается сделать в уже начатый процесс восстановления. После этого будет принято решение о частичной замене конструкций – они и до пожара были в плачевном состоянии. И тогда мы будем restavracia – хирургическая процесс. Во-первых, собор будет покрыт временной крышей, потом поможет восстановить арки, чтобы частично заменить конструкцию, которая потеряла свою несущую способность. После этого будет принято решение о восстановлении внутренних дел о его восстановлении, если это возможно, или производить новый.

– Есть ли реальные прогнозы, что восстановить собор в 10 лет?

– Если речь идет о научной реставрации – нет. Нужно 50 лет. Со всеми нашими современными технологиями мы не обладаем машиной времени. Полы должны быть правильно в возрасте, это надо будет повторить технологию.

Собор за свою историю многое изменилось, и в девятнадцатом веке было серьезное восстановление. Какой вариант нужно идти?

– Это деликатный вопрос – должны говорить все реставраторы и решить на консультации. Чтобы восстановить собор в своем виде до конца XVIII века слишком мало материала. Архивы сгорели в пламени Великой Французской революции и гражданской войны. Много Эмманюэль Виолле-ле-Дюк считал, потому что не было никакой информации. Трудно сказать, какой период хотите.

– Может быть восстановлен деревянный пол, ведущий на подкладке, самых легковоспламеняющихся элементов?

Может. Есть средства, пропитки, противопожарные барьеры. Свинцовая крыша собора была всегда. Мы знаем из летописи, что один из основателей собора архиепископа Парижа пожертвовал 100 ливров в своем завещании на свинцовую крышу. Большинство великих соборов Франции покрыты свинцом. Когда был пожар на Реймсский собор во время Первой мировой войны, проблема была та же. Бомба упала, загорелся потолок, и начал плавить свинец и он пробил своды собора и он сгорел изнутри. Если речь идет о научной реставрации, мы должны повторить первоначальные технологии. В противном случае, это не реставрация, а реконструкция – как в московском “Манеже”.

– Разве это возможно при такой разрухи научной реставрации?

– Конечно. В Реймсе была проведена научная реставрация. Во Франции, одной из лучших реставрационных школ в мире, они очень серьезно относятся к своему наследию. В этой связи, французам можно верить. Думаю, история “манеж” не будет повторяться.

– Реконструкция пожара был оценен в 100 миллионов евро. Теперь какой может быть сумма?

– Сначала нужно оценить ущерб. Это может быть 100 или 300 миллионов, возможно даже миллиардов. Если поймали рано, все это не могло произойти. Последние 5-7 лет архиепископ Парижа, вместе с настоятелем собора и старший побежал в офисы французских чиновников и попросил денег на реставрацию. В конце концов, отчаянный крик старшего – а это по сути завхоз – привело к тому, что они начали выделять деньги. Храм существует на пожертвования граждан, частично затраты компенсируются из бюджета Парижа. За последние 30 лет серьезные средства на Собор не выделялся, потому что разделение Церкви и государства. Сегодня я читал, что французский миллиардер выделил деньги на реставрацию собора. Если он это сделал 5-7 лет назад, пожара бы не было. Теперь вся Франция собрать деньги на попытки восстановить то, что в основном потеряли и витражами, хорами, интерьер. Почему, когда вы могли бы сэкономить? Это проблема не только Франции, но и всего современного мира. Пока не случится что-то страшное – никто не чешется…

Вам удалось сохранить и то, что потеряно навсегда?

В соборе хранились многие ценные артефакты. Среди них – легендарный Терновый венец Иисуса Христа. Одна из великих реликвий христианства до 1063 году был расположен на горе Сион в Иерусалиме, затем был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году корона была захвачена крестоносцы разграбили город. В результате крушения Византийской империи корона была в руках одного из провинциальных князей, который продал реликвию французского короля Людовика IX. В 1239 году монарх добрались до Нотр-Дам-де-Пари. К счастью, корона хранилась в сейфе и были спасены во время пожара. Артефакт не был ранен. Я также сумел спасти льняную тунику Святого Людовика XIII века.

Большую озабоченность вызывает судьба уникальных витражах и росписях храма. Например, деревянные хоры XV века, на которой изображен Христос и французских монархов. Кроме того, в храме есть склеп, который был раскрыт в 1960-х годах, во время археологических исследований. Тогда на острове Сите собирался строить подземный паркинг, но после обнаружения фрагментов древних построек, самые ранние из которых относятся к эпохе античности, он отверг эту идею. Вместо этого, под Нотр-Дам открыт подземный музей, где в дополнение к коллекции археологических находок и фрагментов древних зданий, была выставлена большая коллекция картографических материалов и коллекция старинных золотых монет. Они, очевидно, сейчас утеряны.

Феникс архитектурные шедевры, оставшиеся руины

Есть много примеров, когда разрушенные памятники были воссозданы? Как подлинные архитектурные фениксы?

Пример качественной научной реставрации уже упоминалось Реймс кафедральный собор, возведенный в 1211-1311. Во время Первой мировой войны он был серьезно поврежден в результате бомбардировок и почти полностью сожжен. Реставрация проводилась под руководством архитектора Анри день работы начались в 1915 году. В 1938 году храм был однако вновь открыта для богослужений, и после восстановления продолжил. Они длятся по сей день. Этот пример-это пример хорошей научной реставрации, хотя некоторые элементы были изготовлены из нового, более современных, легких и прочных материалов.

Другое дело – московский “Манеж”. Здание, построенное в 1817 году по проекту Августина Бетанкура, загорелся в 2004 году. Пожару была присвоена высшая категория сложности. Погибли двое пожарных. Крыша была полностью уничтожена огнем. Остались нетронутыми только наружные стены. Было высказано мнение, что “арена” был установлен на огонь, после все, чтобы построить заново будет дешевле, чем восстанавливать. Проект воссоздания “манеж” после пожара вызвало бурное обсуждение в основном за счет предложения копать под строительство двух дополнительных этажей с автостоянкой. Общественность была против и в итоге идею парковка отказался. Внешний декор был воссоздан по историческим чертежам. Однако, в “Манеже” появилась на цокольном этаже, за счет чего его площадь увеличилась вдвое, эскалаторы, лифты и стеклянные перила. То есть, была проведена реставрация и реконструкция-это не то же самое.

Еще один крупный пожар в Москве случился в 2010 году: как и в случае с Нотр-Дам, он появился на чердаке. Научно-реставрационного центра имени Грабаря на улице Радио также был деревянный потолок, и горела долго – около пяти часов. Советское здание просто собирается признать памятником архитектуры, но не. Хуже было то, что в Центре восстановления хранилища были десятки шедевров. После пожара активно обсуждался вопрос о методе ликвидации пожара в ситуации, когда речь идет о сохранении культурных ценностей. В частности, вместо воды для тушения нужно использовать воду, и газ. В ходе капитального ремонта были оборудованы современными автоматическими установками газового пожаротушения (АУГП) с газовым огнетушащим составом (защита от огня жидкости) вещества Novec 1230. Система не только защищают от огня произведений искусства, но также для обеспечения безопасности людей. Технология позволяет сократить выбросы долгоживущих химических веществ, разрушающих озоновый слой.

Есть примеры, когда при всем желании восстановить здание невозможно. Это случилось с Хрустальным дворцом, сжег в Великобритании в 1930-е годы технологическое чудо было построено в Гайд-парке в 1850-1851. из стекла и железа на Всемирную выставку. Выставочный зал площадью свыше 90 тыс. кв. м. После завершения международного арт-шоу-это уникальное здание было перенесено на новое место, в Лондонское предместье сиднем-Хилл. Вечером 30 ноября 1936 года в Хрустальном дворце вспыхнул пожар, который утих только утром и полностью уничтожил здание. Последние годы ведутся разговоры о воссоздании Хрустальный дворец, работу собирался начать в 2015 году, однако работа была отложена, видимо, из-за отсутствия средств. Для строительства здания требуется 500 миллионов фунтов.

Еще одно трагическое разрушение произошло в Венеции. В 1902 году она рухнула колокольня на площади Сан-Марко, построенная в XVI веке на месте более древней смотровой башни. Причин отказа было несколько: землетрясения, удары молний и нарушение конструкции (дворник, который жил непосредственно в башне, вырезать отверстие для кухни без ведома властей). Колокольня была перестроена в 10 лет. В начале двадцать первого века свод здания был восстановлен – прошло почти 10 лет и 9,2 млн евро.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*