Главная / Культура / Михаил Ефремов: «Иван Бортник был любимым актером моей мамы»

Михаил Ефремов: «Иван Бортник был любимым актером моей мамы»

В “Есенин-центре” открылась выставка, посвященная дружбе Владимира Высоцкого и актера Ивана Бортника. Что он легендарный певец выступил на песню “Письмо к другу”, строчка из которой “Ах, милый Ваня, я гуляю в Париже” и дала название выставке.

Влад Маленко и Михаил Ефремов. Фото: Александр Виноградов

В главном зале “Есенин-центр” не протолкнуться. Актеры, музыканты, поэты. Все они пришли отдать дань уважения двух великих художников — Владимир Высоцкий и Иван Бортник. Их дружба началась в 1960-х годах и продолжается на протяжении всей жизни. Вокруг динамиков звучат песни Высоцкого: “притча о правде”, “десятилетний юбилей театра на Таганке,” и конечно же “письмо другу” со знаменитыми словами: “А В общем, Ваня, Ваня, Ваня, Ваня, мы с тобой в Париже/нужны — как в русской бане лыжи!”. На экраны выходит фильм “Место встречи изменить нельзя”.

Вдруг гаснет свет и слышу истеричный голос Глеба Жеглова: “граждане бандиты, ваша банда полностью блокирована, поэтому я предлагаю вам сдаться!”. В этом эпизоде Высоцкий и Бортник в кадре. Последний играет бандита по кличке засос — это роль, хоть и небольшая, но запоминающаяся. Актеры, поэты в почти полной темноте, где свет-это просто фонарик, я читаю монологи героев Гоголя и Горького, который блестяще Бортник, воплощенные на сцене Таганки. Возникает и сам актер. Если он попадает на допрос.

В Париже был?

— Да, был.

Женат?

Да.

— Знакомы с Владимиром Высоцким?

— Знак.

Венчает исполнение песен на стихи Пушкина “жалобы движения”. Пронзительное исполнение заканчивается аплодисментами аудитории. Снова становится светло, и слово берет организатор, художественный руководитель “Есенин-центра” и руководитель Московского театра поэтов Влад Маленко. Он дружил и работал с Иван Бортник более двадцати лет в Театре на Таганке.

— Иван Сергеевич не в этом году, и в этом году мы делали выставку о нем. Его тепло всегда будет с нами. Он был воплощением народного театра, – сказал Маленков.

После короткой речи, он сообщил Никита Высоцкий. Сын Владимира Семеновича призывает не забывать о прекрасных актеров, которые по воле судьбы остался в тени своего отца.

— Так получилось, что бард был омрачен замечательных художников. В этом смысле, Иван Сергеевич удачу. Ему удалось действительно передать и выразить свой талант. Помню, когда я был ребенком. Он уже был совершенно седой, но молодой и очаровательной, с уникальным голосом и юмором. Для меня его лучшая роль-это Сатин постановке Эфроса “на дне”. Потрясающий, во многом недооцененный производительности.

Следующим к микрофону, Михаил Ефремов. Про Ивана Бортника он впервые услышал в 12 лет, и это был любимый актер его мать — актриса Алла Покровская. Ефремов продолжил музыкальную часть вечера и блистательный в своей обычной манере исполнил “Городской романс” Высоцкого в компании молодых поэтов, которые играли вместе с ним.

На церемонии открытия присутствовали вдова Ивана Бортника — Татьяна Борзых. Она рассказывает корреспондент “МК”, что, по ее мнению, секрет многолетней дружбы с Высоцким.

Две талантливые люди понимали друг друга. Если вы помните, у Высоцкого была песня “Ах, милый Ваня, я рад, что мы с тобой на вы…”. И он также относился к нему, — говорит Татьяна.

И в последние дни Владимира Высоцкого они общались?

— Помните, Высоцкий приехал к нам, и Ваня спал. Я сказал: “Большое, я только его уложила. Нет необходимости, чтобы проснуться”. Высоцкий оставил очень расстроилась, и на следующий день он пропал. До сих пор жалею, что я не дал им возможность поговорить, но кто же знал!

Экспозиция расположена в двух небольших комнатах. Интимность ситуации согласуется с эпохой 1970-х годов. На стене черно-белый плакат, на котором Высоцкий, Марина Влади и Бортник — яркий, веселый, живой. Везде записи, фотографии, плакаты. Отдельный стол с известным магнитофон “Весна”, и старый телефон, машинописные листы с текстами. В соседней комнате, некоторые смотрели друг на друга зеркалах. Они письмо Высоцкого к фронту, в которых он обращается к нему “незабвенный Ваня”.

Известный саксофонист, композитор и автор музыки к спектаклям Театра на Таганке, старший брат лидера “Гражданской обороны” Сергей Летов и рассматривает экспонаты.

— Я пришел в Театр на Таганке в 1996 году сыграл в спектакле “Москва–Петушки”. Он шел в понедельник, и мне предложили гардеробная Высоцкий. Она стояла напротив кабинета Юрия Любимова, сообщили БИЗНЕС-корреспондент “МК”. — Я раздет, готов играть, разобрали свои инструменты на столе Высоцкий. Я не знал, что между его ящиках валяется автограф стихотворения. Он был найден сравнительно недавно.

— Ты успел поработать с Иваном Бортником?

— Есть интересная история. Планировалось, что в спектакле “Москва–Петушки” Бортник исполнит роль Wenecki Ерофеев. Но он был болен, и в качестве резервного, пригласил актера Александра Чуркановой. Бортник, когда поправился, он пришел ко мне и сказал: “Хорошо, ты можешь играть в “Утро красит нежным цветом…”? Я играл, и это был первый позывной, который начинается шоу. Спустя два года Юрий Любимов поставил спектакль “Марат и Маркиз де Сад”, в котором я тоже участвовал. Главная пара должна была воплотить Валерий Золотухин и Иван Бортник. Но опять же, этого не произошло. Снова он заменил Turchanov. Так мы просто пропустили его, но я испытываю огромное уважение и Бортник, и Высоцкий.

— Творчество Высоцкого и Егора Летова повлияло?

— Конечно! В начале своей карьеры, в 1980-х годах, он имел огромную коллекцию магнитофонных катушек, пластинок, которые были все трезвые. Это был его любимый автор, какое огромное влияние на него, чуть ли не единственный музыкант советской эпохи, которые он слушал. Он даже негативное отношение к сцене, но сделал исключение только для одного голоса или одного автора Высоцкий.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*