Главная / Культура / Между богом и дьяволом

Между богом и дьяволом

Вячеслав Петрович впечатление запредельной, оторванного от повседневной жизни. Мне показалось, он далек от политики. Но 20 августа приснопамятный 1991 год увидел его в Белом доме рядом с Ростроповичем. Оба художника были покрыты безрассудным байронизм: если и умирать, за свободу!..

Чемоданы после поездки композитора в Америке еще стояли в передней, когда я пришел Вячеслав Петрович: интересно услышать о результатах своих работ в США.

— Вячеслав Петрович, по дороге в Америку ума сойти как много. Кто твой хороший гений, кто оплатил эту поездку?

Оркестр «Симфония Невада» Лас-Вегас. Он пригласил меня на премьеру своей «Пьеты», пьеса для виолончели с оркестром. Дирижер Вирко Балей знал современной симфонической музыки России, люблю наших исполнителей. В моем концерте в качестве солистки выступила Мария Чайковская.

— Что вас удивило в Лас-Вегасе?

— Город просто напичкан инструментами духовного очищения. 400 церквей! Видите, после продажи души дьяволу действительно хочет искупить грехи. Я посещала церковь религиозной науки. Это сарай, где нет религиозной атрибутики. Выступает, например, министр говорит: «Господа верить надо, но также нужно хорошо управлять своими делами». Из публики пришел с признанием, что Бог помог им в бизнес, и так далее. Затем они поют песни, водят хороводы, как на рождественской елке.

— Каковы ваши впечатления от рядовых американцев…

— Дружелюбный, и у них нет следов горечи, которые чаще всего являются нашими соотечественниками.

— Наша аудитория не спешит на концерт. Как американцы воспринимают современную русскую музыку?

Когда Ростропович был первый раз играю мою симфонию, случайно, в вестибюле я услышал, говорят, современной российской музыки-это страшно слушать. Я понимаю — многие пришли на концерт, чтобы повеселиться и не прочь бежать как можно скорее… он приступил к исполнению. Кто-то действительно ушел, но лица остальных, я поняла, что музыка что-то меняет в них. Даже на короткое время они становились другими людьми.

В зале Лас-Вегас на 2 тыс. мест. И почти все места были заполнены. Программы распространяются бесплатно, как Швейка распыляется в рай бесплатно Кельн.

Я слышал, Филадельфийский оркестр «2001» играли две вещи. И когда вы будете играть Ростроповича? Вы встречались с ним в ходе этого визита?

— Да, мы встречались в июле в Лондоне Ростроповича сыграет с Лондонским симфоническим оркестром для четвертой части моей тетралогии «Симфония пути».

— Вы говорили только о музыке небесных сфер?

— Наоборот. Мы создали в Вашингтоне, американское отделение Фонда духовная основа творчества «Слава» — Фонд «Слава». Она создала три Славы — Мстислав Ростропович, Святослав Федоров и Вячеслав Артемов. Мы должны помочь людям, которые создают духовные ценности. Без культуры нация умрет, она будет только охотиться на мамонтов.

— Вы знаете кого-нибудь, что нуждается в помощи?

— Конечно, ты знаешь. Есть композиторы, религиозных писателей, которые создают высокие духовные произведения. Или, скажем, хореограф Ольга Bavdilovich с его уникальной труппы во Владивостоке…

— Я слышал: балет Ольга кладет на свою музыку. Вы их видели?

— Они снимали все свои выступления на видеопленку. То, что я видел. У меня есть эти записи балетов. Российское телевидение собирается показать серию этих работ. Они требуют внимания, стресс восприятие, но влияние выступления на аудиторию положительно. Я надеюсь, вы увидите сами. Вы бы знали, в каких трудных условиях им приходится работать! Недавно звонила — собирать бутылки, чтобы выжить. Сама Ольга ездила в Америку. Но она не заинтересована. Я понимаю. В американском искусстве часто встречаются механические средства не проникают в духовную жизнь, оставаясь на уровне игры материалов.

— Может ли композитор-симфонист, чтобы выжить сегодня?

— Тарифы для симфонического немного увеличилась, но из-за инфляции фактически снизилась. Предположим, что вы пишете симфонии. На семью в месяц, должен композитора тысяч 35 — раньше не слышал композиции, ее много надо платить. Умножаем на 12 месяцев и добавить процент инфляции. В Америке казнь в пятнадцати минутах вещь с оркестром составляет $ 500. Четыре спектакля в месяц вполне можно существовать. Радио и телевидение оплачиваются на все спектакли. У нас же я слышу вашу музыку без приглашения, анонимно. Только теперь, как я уже сказал, производить некоторые законодательные акты относительно использования музыки на радио и ТВ. Я думаю, что большинство композиторы жить в нашей стране.

— Как начинает дегенерировать традиции спонсорства…

Спонсоры устали… у нас появилась еще одна традиция — государство поддерживает культуру. Другой вопрос — какую культуру? У всех на устах ласкает имя.

— Помочь бы надо в первую очередь молодые таланты — никто не знает, сколько Господь отмерил каждому проживают на земле.

— У каждого свой уровень бытия. Мясковский «женат» до конца жизни. Семян самые важные вещи, написанные раньше. Важно не судить по паспортным возрастом, а по делам. Это должно быть возможным, чтобы изменить имидж ведущих фигур в общественном сознании. Союз композиторов был Секретариат состоял из орденоносцев, обласкан и оплаченных государством. Сейчас ничего этого не существует. Дым рассеялся и нет гениев.

Грешить или не грешить?

— Вячеслав Петрович, ваш симфонический путь к Богу, готовясь к трансцендентной жизни не вступает в противоречие с благополучием человека, вынужденного греха и подвергаются различным искушениям?

— У меня нет средств, чтобы подвергнуться искушениям.

— Как так? Ты не отшельник в скиту?

У меня нет вредных привычек, кроме учебы. Я еле хватает в моей жизни.

— А соблазн самообмана, себялюбия?

— Это большая проблема. Господь сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Но для меня вопрос: Как полюбить себя?

— Где вы постигаете гармонию?

— Я горный человек. Мое место в божественной природе. Я ее узнать.

— Правильно ли я вас понял, что именно в горах, вы чувствуете своего рода общение с Богом?

— Было бы наглостью с моей стороны, так сказать. Один композитор хвастался, мол, он пишет музыку, и в какой-то запредельной силой, движущей его руку. Человек не в состоянии определить, где именно оно подвергается. Очень близко к творческому процессу, знает, что все будет однажды открыта. Даже во сне. И тогда есть искушение сказать это снова. Но каждый получает в меру своей испорченности. Я хотел бы быть ближе к Богу. Сказано в Писании: «Познай самого себя». Человек знает себя, его участие в жизни благодаря упорному труду. Композитор творчество идет к Богу, если он этого хочет. Но это может произойти подмена. Другой стремится неосознанно к дьяволу, и он чувствует, что он получает от Бога.

Вы испытываете недовольство?

— Я всегда недовольна. Но попытаться проанализировать, для устранения недостатков. Самый мощный инструмент — творчество. Я думаю, что в работе я преодолеть свою греховную природу.

— Пушкина я встретил фразу: «зависть-сестра соревнования, следовательно, из хорошей строки». Вы знакомы с этим чувством?

Я пыталась себя поймать. Пока не удалось. Радуются, видя работу другого человека, возвышает начало и всему готов помочь ему. Конечно, есть музыка, мое отвращение. Возжелав славы композиторов? Я проверял, слушал музыку, не зная, кто ее написал. И пришли к выводу, что музыка это плохо. Фейк. Это дает ложное представление о мире чувств. Музыка ведь очень открыта. Его создатель не может прятаться за звук. Звук является прямым выражением бытия автора. Что человек и его музыка.

— Наверное, у тебя зависть к классике, то, что ты написал?

— Были вещи, которые я хотел бы написать. Но они призывают меня, чтобы не повторяться и написать что-то свое, что духовный опыт будет на высоте. Эти вещи американского композитора Эдгара Вареза.

— Не слышал никаких его произведений или о нем.

— К сожалению, он мало известен. На мой взгляд, он главный композитор ХХ века. Он действительно открыл новый путь в музыке, не Венская школа, о которой так много говорят. Я думаю, что Варез важнее автору, чем Стравинский. Мы не выполняем. Варез — трагический композитор. Одним из первых использовал электроники…

— Австрийский музыковед Карл Харниш был найден в подвале Венского музея древние нотные записи Моцарта «тайны вокруг императора» — произведение для двух гитар, виолончели и флейты. Играет — мелодия напомнила хит Билла Хейли, который положил начало рок-н-ролл, 200 лет назад, 19-летний Моцарт вкус, и двинулся дальше. Вы позволяете себе шалости в музыку?

— Про Моцарта вещей, которые вы не можете сказать, что они «рок». Сейчас много переделок. «Маленькая ночная музыка» играет с барабанами. Это профанация классики. Моцарт писал музыку и развлечения даже музыкальные шкатулки, что тянут квадратов можно сложить какую-нибудь музыку. Эти игры хороши на компьютерах. Я думаю, что основной упор в музыку, чтобы идти в глубину своего духовного мира, чтобы открыть возможность пути к Богу. Бах, Шуберт, Шопен, Брамс, Брукнер, Малер, Варез, Берио, Ф. Пуленка сделал это.

Мы не можем предсказать…

— Вы видели реакцию наших мастеров на новую «классику»?

— Когда они сталкиваются с музыкой, нос к носу, мы удивились: «А это не классика, но что-то другое.» Классики они ненавидят. Они должны быть научены, захватывающей музыкой кровообращение в виду, что они перестали быть кружки. Сын моей подруги — студент на перемене было передавать музыку Баха, Генделя с его комментарием. Представьте себе — дети изменились. Школа изменилась. Детей не доверять взрослым, пусть они обучают своих сверстников. Не эмоциональная музыка не хватают людей.

— Когда вы закончите «Симфония пути», вернется в камерных произведений?

— Они у меня в проектах и изображений…

— Хотели бы вы работать в Швейцарии?

— На Кавказе лучше. Наш фонд получил в Карачаево-Черкесии, семь соток земли. Хотите сделать что-то вроде колонии художников, которые пришли художники, артисты, поэты, музыканты… но сейчас все непредсказуемо.

— Где вам легче работать?

— Вы можете работать только дома, в природе.

— Насколько я знаю, композитор Артемова не дачные.

— Артемова ни собственного дома, ни машины. Я стал друзей обвиняют в том, что я apatira государственно — идти в Москву пешком. В самые тяжкие моменты жизни я себя одно: могло быть и хуже. Я могу потерять здоровье, быть парализованным. И теперь я могу улыбаться, увлекаться — это тоже счастье. В течение многих лет, в моем кармане не было ни копейки. Год в семидесятых я ездил в музфонд на кредит, и в тот день у меня не было даже хлеба, были встречены человеком с авоськой бананов. Как я завидовал ему! Я не жаловаться на судьбу. Я бы тоже песни писать — но я уже сознательно выбрал для себя путь ограничил себя во всем, что главное дело жизни. Конечно, любой может добиться успеха это создать нечто, что будет радовать его. И этого вполне достаточно.

— Не жалеете, что вы можете обойтись без Союза композиторов?

Когда-то наш Союз был создан по политическим причинам. Здесь собрались все, кто имел дело со звуком. Представьте себе образование, где Бетховена, Чайковского, Брукнера направляет на балалайке? В Московском союзе было. Иногда ходили в здание Союза, и там встретил композиторов, авторов песен, слушать друг друга. Ужасный ресторан. Там прется, недостойным человеческого уха. Основная задача авторов песен, чтобы быстро продать, завтра поделки никто не купит. Наш принцип торговли. Нигде в мире нет такого союза композиторов.

— Вячеслав Петрович, в полдень, он такой забавный, мягкий. Но вы беспощадны в оценке трудов своих современников. Страшно спрашивать, но осмелюсь сказать, что ваше восприятие музыки Шнитке?

— Один критик назвал Шнитке отражение. Критик получил это право. Отражение эха. Он ничего не говорит, это не откровение.

— Его талант ценится во всем мире…

— Это не меняет. Я перестал слушать его с 78-го года.

— Зачем вам судить, на самом деле не зная, что его новые произведения?

— Я иногда встретить своих трудах. Слышал его 4-й симфонии. Опера была показана на ТВ. Мне это не интересно.

— Кто заинтересован?

В Ереване Эдик Айрапетян является прекрасным композитором. Ереван композиторов гораздо более интересные, чем наши собственные, духовно чище. Они остались ближе к природе. Их музыка-это еще хорошо.

— И развлекательной музыки, который вы предпочитаете?

— Гершвин. Приятная музыка. «Порги и Бесс» содержит много.

— У вас отличные впечатления от гравюр Хогарта. И нет картины — только черно-белая графика. Почему?

— Графики я был моложе. У друга была мастерская, я туда ходила, что-то чешется на металле. Конечно, я не художник, но образ доставила мне удовольствие. На кухне даже есть две мои гравюрки.

— Пейзажи?

— Нет. У меня всегда есть что-то тайное, персонажи. Но я серьезно не отношусь.

— Какой год в вашей жизни был особенным?

— Семьдесят седьмой год моей Дилижан понимание. На сцене есть некоторые пробелы. Творчество-это открытие иной жизни. Музыка — и не потому, что я делаю это, это самое святое, самое сокровенное искусство.

Наказать во имя Бога

— Фридрих Горенштейн написал великий роман «Псалом». Его персонаж — Антихрист — с незапамятных времен, живущие в России, как человек и творит зло для всех наших тяжких грехов перед Богом…

— Да, дьявол не забывайте нас. Человеку была дана свобода выбора, чтобы пойти вправо или влево, чтобы творить зло или добро. Он выбирает способ своего существования. И если он находится в бессознательном состоянии, то он просто игрушка в руках дьявола. Что ни говори, нас, русских, раздирали противоположные черты: святость и рузиндана, доброту и razboinici, нарушения психической жизни. Приказал мужчина в хорошо упорядоченное общество может предсказать их действия, не допуская себя до крайности. Многие иностранцы говорят: «вы будете встречаться с другими русско — ужасные, неприятные люди. И говорить — у него прекрасная душа.» Нужно упорядочить свою внутреннюю жизнь, чтобы стремиться к духовной жизни. В противном случае вы останетесь человеком в его логове дикие, с дьяволом в одной упряжке. Еще не все потеряно…