Главная / Экономика / Маркировка воды и молока напугала потребителей

Маркировка воды и молока напугала потребителей

Россия-это масштабный эксперимент в маркировке продукции с целью повышения контроля качества и защиты от подделок. 1 октября стартовал очередной этап специальной маркировки будет применяться на бутылках минеральной воды и питьевой воды. Ранее идентификация получил бы табак, алкогольной продукции, пушнины. Следующий на очереди-молоко, одежду и обувь, духи… структуры, ответственные за реализацию проекта, утверждают, что нововведение позволит увеличить сбор налогов и таможенных платежей, а также поставить барьер от подделок. Тем не менее, массовые инновации потребительскими обещает добавить головной боли. Обязательное чипирование ведь стоит денег, и даже незначительные затраты, производители, конечно, будут перекладывать на плечи покупателей. Обнищали уже шестой год подряд российское население, новая маржа может быть обузой.

Алексей Меринов. Свежие фотографии в нашем instagram

Маркировка товаров вводится для того, чтобы снизить долю контрафактной продукции: в любое время надзорные органы по имеющейся этикетки могут проверить законность импортируемым товарам, уплаченный таможенным и акцизным управлением. Также должны быть выявлены и подделки, которые не всегда можно выявить без масштабных и дорогостоящих экспертиз. Специальные QR код (товарного знака матричного типа штрих-кода), вызванного, например, на каждую бутылку с питьевой или минеральной воды, можно моментально отсканировать с помощью мобильного приложения и узнать, произведенный напиток юридически или нет. Вот только эффективность этой меры пока не известно.

Решение о создании системы маркировки была принята в 2017 году, а его оператором является уполномоченным Центром передовых технологий (CPRT). Тогда инициаторы нововведения утверждают, что один такой маркировки обойдется в копейки. Между тем, производители утверждают, что затраты на интеграцию до нескольких десятков миллиардов рублей. Расходы, естественно, покрываются ростом розничных цен. Ведь сегодня подавляющее большинство семей (по сравнению с шести лет почти непрерывного снижения реальных доходов населения) испытывают большие финансовые трудности с покупкой продуктов питания и других необходимых товаров, введение обязательной маркировки рискует обрушить потребительский спрос, а с ним и вся российская экономика.

В бутылочку

С 1 октября 2019 по 30 сентября 2020 года будут экспериментировать с маркировка бутилированной питьевой и минеральной воды. Специальная этикетка также будет применяться к контейнерам с соками и другими безалкогольными напитками. Еще до официального начала эксперимента, производители забили тревогу. По их мнению, нововведение приведет к снижению объемов производства, рост производства и падение потребительского спроса. Россияне скорее откажутся от покупки бутилированной воды и других напитков, тем больше вы будете платить. Введение обязательной маркировки контроль и опознавательными знаками (Киз) будет стоить предпринимателей много денег, и чтобы отбить затраты, конечно, будут за счет увеличения розничных цен. Альтернативная энергетика не предусмотрено: в случае, если производители не корректируют производство в соответствии с новыми стандартами, они будут вынуждены уйти с рынка. Таким образом, в первую очередь под ударом из обязательной маркировке-это малый бизнес, который уже на фоне длительной стагнации потребительского спроса в стране находится на грани выживания. Как подчеркивают производители, приходится более 90% игроков на рынке безалкогольных напитков и соковой продукции субъектами малого и среднего бизнеса.

Конечно, введение маркировки означает дополнительные затраты производителей, а это неизбежно приведет к росту цен. Аналитики считают, что в первую очередь приведет к удорожанию импортной продукции, доля которой на российском рынке воды и сока, однако, мало: по оценкам экспертов, 5-10%. “Цены на местные товары, потому что маркировки не будет сильно расти, — отметил заместитель руководителя ИАЦ “Альпари” Наталья Мильчакова. — Однако, импорт может вырасти на 15-20%”.

Если говорить про подделки, то данные о том, сколько на нашем рынке сильно различаются. Летом спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, ссылаясь на экспертов, заявил, что до 80% всех проданных в стране минеральной воды является поддельной. Действительно, есть компании, которые работают под чужим брендом и добывать воду из неизвестных источников (или даже из-под крана), а потом продают под известным брендом, уходя от уплаты налогов. По его словам, вода является наиболее подделываемых продукта доля порча от 25 до 30%, а в некоторых регионах этот показатель достигает 80%.

“Золотое” молоко

Маркировка молочных продуктов является одним из самых острых вопросов нашего потребительского рынка. Сейчас в России и так наблюдается дефицит качественного и доступного молока. Доля контрафактной продукции на рынке, по разным оценкам, колеблется от 25% до 50% в зависимости от типа продукта. И маркировка может только усугубить ситуацию, убрав с рынка ряда поставщиков, добросовестных, которые работают с низкой рентабельностью.

Понятно, что производители бьют тревогу. Крупнейшая Западная молочная компания, работающая в России, оценивает только свои расходы на интеграцию новой системы маркировки в 25 млрд рублей. Для сравнения, прибыль всей отрасли в прошлом году составил 35 млрд рублей. Естественно, стоимость чипирование приведет к росту цен и снижению доступности молочных продуктов. Ассоциация производителей молока “Союзмолоко” предупреждает о том, что себестоимость продукции возрастет на 2,5–3%. Плюс в молочной отрасли была внедрена система электронной сертификации “Меркурий”, который также приносит дополнительные расходы для производителей. “В конце розничных цен в этом году может вырасти на 10-12%”, — говорит Мильчакова.

Эксперты предупреждают его о молочной промышленности наиболее сильно должны влиять на внедрение маркировки. В отличие от других отраслей, в отрасли занято большое количество малых и средних предприятий, которые не могут позволить себе расходов на оборудование стоимостью свыше 1 млн. рублей, стоимость обслуживания и немедленной маркировки и около 50 центов за марку.

“По оценкам, общие затраты отрасли на маркировку может превысить в следующем году 20 млрд рублей с учетом текущих объемов производства, — говорит эксперт Академии управления финансов и инвестиций Геннадий Николаев. — Между тем, потребление молока в нашей стране сокращается из-за ее высокой стоимости из-за отсутствия конкуренции после введения продовольственного эмбарго. И здесь власти дает возможность производителям повысить цены, потому что расходы на маркировку”. Эксперты подчеркивают, что цены на “молоко”, несомненно, будет расти, и не только из-за разметки: в зимний период, поставки всегда снижается, а стоимость растет.

Бизнес — табак!

В России в настоящее время действует норма об обязательной маркировке табачных изделий. С 1 июля текущего года запрещено законом, чтобы отпустить товар без идентификационного признака. Между тем, с 1 октября в России начался новый эксперимент. Теперь метка должна появиться на сигары и сигариллы и курительный, трубочный, жевательный, нюхательный табак и табак для кальянов. По данным на середину 2019 года, доля контрафактной табачной продукции на внутреннем рынке составляет 10,3%. Эта оценка возглавил исполнительный вице-президент японской компании Japan табачными Муцуо Иваи. По его словам, из-за реализации контрафактной продукции, российский бюджет потерял 72 миллиарда налогов не получили.

Табачный рынок является уникальным и не похожим на другие по ряду причин. Наценка на сигареты в большинстве случаев достаточно высока, и они производят, а не маленьких частных предприятий и крупных транснациональных корпораций. Это компании, которые имеют мощную финансовую “подушку безопасности” и может позволить себе введение маркировки, не сильно увеличивает конечную цену, говорят эксперты. Будет ли на рынке “не заметишь” новшества станет ясно в ближайшие недели.

Бесценные ароматы

В конце осени 2019 года должны быть объявлены результаты эксперимента по маркировке духи и туалетная вода. Однако, по мнению парфюмеров, собирается сообщить об. Пилотный проект, который должен был начаться 1 июля, не начато “в связи с отсутствием программного обеспечения и требования к ее выполнению”. Рынок выиграл время. Они продолжают настаивать на том, что их продукция не требует обязательной маркировки, так как доля подделок в парфюмерной отрасли не превышает 1%. По их мнению, нововведение может привести к сокращению ассортимента.

Между тем, по данным Международного института маркетинговых и социальных исследований GfK (ГФК) с июля 2018 года по июнь 2019 продажи косметики и парфюмерии упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,1%. На парфюмерию приходится 15% рынка. За год продажи продуктов в этой категории упали на 13%. Причиной этому стал продолжающийся рост цен на продукты.

Российский парфюмерный рынок зависит от импорта: 80% продукции попадает в отечественных магазинах из-за рубежа. Между тем, нынешний эксперимент подразумевает маркировку всех духов до въезда в страну. Это означает, что производителям придется создавать инфраструктуру для маркировки продукции на зарубежных заводах. Иностранные производители это большой вопрос. Россия для мировых корпораций в этой отрасли является не самым важным рынком из-за ограниченности финансовых возможностей потребителей. “В нашей стране составляет 2,3% мирового рынка парфюмерии: много, но не столько, что продюсеры сразу согласились пересмотреть производственную цепочку. Есть шанс потерять некоторые товары на внутреннем рынке”, – предупреждает член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк.

Рост цен на духи и туалетную воду, при условии введения обязательной маркировки, может быть от 10% до 20%, по мнению аналитиков, с роскошь, премиальные бренды будет расти меньше, чем у более дешевых брендов. Проблема в том, что в маленьких городах подделки с введением обязательной маркировки и других ограничений станет не меньше, а больше, так как дорогие продукты автоматически вытолкнуть небогатых покупателей на “сером” рынке.

Маркировка воды и молока напугала потребителей

Экспериментальные потребителей

Сейчас представлен, в основном, с подачи Минпромторга, обозначая все это эксперимент. Только если, например, лекарства проверяются на лабораторных мышах, эксперимент этот был поставлен прямо, и с большим охватом. Эксперты, опрошенные “МК”, предупредив, что чем шире объем продукции в этот эксперимент, тем больше спектр рисков для потребителей. Начиная от возможного ухода с рынка небольших компаний и индивидуальных предпринимателей, которые просто не могут себе позволить новую инфраструктуру для производства, и до момента исчезновения с рынка импортной продукции в соответствии с требованиями маркировки до ввоза в страну — это иностранные заводы. Переоснащение крупных международных предприятий на непритязательном российском рынке не все иностранные бизнесмены, кажется, стоит, а главное, прибыльное занятие. И хотя нет никаких гарантий, что на рынках, где зачастую контроль отсутствует практически полностью исчезают контрафактной продукции. Цены будут расти точно — никто из экспертов на этот счет, никаких сомнений нет.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*