Главная / Культура / Марк Розовский представил исповедь героя Достоевского

Марк Розовский представил исповедь героя Достоевского

Не современники Достоевского жаловаться. Прогрессисты, кто боролся против самодержавия, увидел его романы не грозное предупреждение предстоящего кровавого бунта, и больного воображения. Но ХХ век предложил Федор Михайлович на знамя Пророка, и в нынешнем столетии “проклятые вопросы” классики звучат еще более остро. Так Марк Розовский решил поставить свою версию “преступления и наказания” в театре “У Никитских ворот”. Ареал деятельности является “убийцей” мастером был создан в конце 1970-х, он представил зрителю своего рода исповедь Родиона Раскольникова, перекладывая большой текст в поэтической форме, с танцами, песнями и частушками.

Фото: teatrunikitskihvorot.ru.

Хотя на сцене, и нет Петербурга. Нет пейзажей Северной столицы, только огромная черная лестница и прозрачную коробочку, похожую на большой аквариум. Вспомните слова матери Раскольникова, Пульхерия Александровна: “здесь на улицах, как в комнатах без окон. Господи, какой город!”. Атмосфера затхлости, коррупции, упадка пройден точно: действие начинается в кабаке, где Есенин “пьют здесь, дерутся и плачут”. Вы можете купить все или пить за деньги. Однако, много танцев, песни, шум — мы в кабаре. Люди живут, и им наплевать на горе других. Здесь Раскольников бродит. В спектакле он блестяще сыграл молодой актер Сергей Рожнов. Герой Достоевского на сцене театра “У Никитских ворот” выглядит как Христос картина Крамского “Христос в пустыне”. Только в глазах недавний студент нездоровый блеск, он хочет быть похожим на Наполеона. Да, культ личности французского императора, после событий с историком-реконструктором Соколов невероятно актуальны.

Постановка Розовского отражает полифонический подход к роману Достоевского: здесь каждый говорит свой собственный голос, и у каждого своя правда и признание. Вот опустились на дно жизни мармелада (Владимир Пискунов) претензии к своей собственной ничтожности, вот Лужин (Сергей Уусталу), утверждая, что прежде всего нужно любить себя, и сладострастно Свидригайлов (Денис Yuchenkov) поет похоти и жажды обладания. Не случайно, герои повторяют одну и ту же фразу, как будто обеспечении права правильного представления о мире.

Музыка Эдуарда Артемьева стихи Юрия Ряшенцева, создал первую версию “убийцы”, которая Розовский поставил в 1978 году, позволило передавать большие Достоевского роман на сцену без ущерба для текста. Наоборот, стихотворный диалог персонажей, в сочетании с прозаическим смотрятся органично трансформировать и философская проза, добавив к ней шекспировских страстей. Это похоже на сцену, когда Дуня (Кристин Айвазовская) стреляет в Свидригайлова, или последний диалог с Раскольниковым.

Свидригайлов

Вечность? А что такое вечность?

Мы всегда говорим,

Полный энтузиазма,

И почему-то верю в это

Сияние и простор нашего распада!

Что как вечность

Хрупкая гардероб,

Как банька сельских темный

И паук

И пауки на стенах!

Раскольников

Какой больной, какой жестокий бред!

Это может быть правдой, что это конец космической драмы

И для людей других результатов нет

А эта баня, банька с пауками?

Розовский нарушил хронологию романа, а некоторые сцены из заключительного художественного произведения была перенесена в начало. Такой шаг помогает лучше понять мотивы преступления, раскольников и быть в курсе его наказание. Речь идет не о физическом убийстве Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы, а не о последующих в этой тюрьме, и о внутренней самоубийство Героя, который сделал саму мысль о том, что лишение жизни другого человека может быть полезным. Отсюда, кольцевой механизм производства. Раскольников перед аудиторией, с намерением признаться, и, наконец, признает, что он убил старуху-процентщицу.

Типичная сцена убийства: Раскольников поднимается на вершину большой лестнице и звонит в колокольчик. Ни крови, ни старухи и ее сестры, только мерный звон, а внизу толпа молчаливых свидетелей, которые, как и смотреть фильм про безумного преступника. Колокол, как скрип ворот в рассказах Чехова, символизирует смерть. Раскольников духовно мертв, но он по-прежнему ждет Воскресения, как библейский Лазарь.

Эта притча, как вы знаете, читая Сонечка Мармеладова (Николина Kilibarda). Один из самых ярких эпизодов в романе — диалог Сони и Раскольникова, герой признается в своем преступлении. “Я убил всего лишь вошь, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную”. — “Этот человек-вошь!” Раскольников убежден, что он имеет право уничтожать “плохих” людей, чтобы добиться справедливости, Соня противостоит зло, которое может принять кого угодно, даже убийцу. Потому что признать, что есть что-то от Творца. Тот же Раскольников искренне любит свою мать и сестру, смеясь со стариками готовить в плохом настроении, лечит его суп. Что привело его к человеконенавистнические теории? Однозначного ответа на этот вопрос Розовского в спектакле нет, но герой-это натуральный продукт, того русского духа, который, как птица-тройка сметает все на своем пути. Воплощение становится ареной страшный сон Раскольникова, когда насмерть забивают лошадь.

Режиссер использует прием интерактивности. Герои периодически обращаются к аудитории. Здесь следователь Порфирий Петрович (Юрий Голубцов) зачитывает Мнение редактора журнала “Русский вестник” Каткова, который утверждает, что после революции придет к власти олигархата.

— Вы согласны? — спрашивает Порфирий.

В спектакле возникает фигура шарманщика. Он и автор, и рассказчик такой Боян, рассказывая о том, что происходило в древние времена. Ему было суждено рассказать зрителю еще один сон Раскольникова, который он видит уже в тюрьме. “Он заболел, будто весь мир осужден в жертву какой-то ужасной, неслыханной и невиданной моровой чумы… кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись никогда не расставаться, — но тотчас же начать что-то совершенно другое, чем сейчас же сами предлагали, они начали обвинять друг друга, дрались и резали. Они начались пожары, голод. Все и все погибало”. Эти слова как предупреждение Достоевского человечества, они, увы, не научились. Может быть, именно поэтому классические романы с упорством продолжать пленкой и поставить в театре. Может быть, дойдет.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*