Главная / Культура / Легенда Фландрии: в ГМИИ им. Пушкина показали работы Якоба Йорданса

Легенда Фландрии: в ГМИИ им. Пушкина показали работы Якоба Йорданса

“Русский Йорданса” – выставка, которая не только демонстрирует картины одного из крупнейших фламандских мастеров XVII века, но и показывает интерес известных российских коллекционеров к его творчеству. Работы Якоба Йорданса, собранных Екатериной II и ее окружение. А позже коллекторы имеют значительное внимание уделяли классики Антверпен. Выставка в Пушкинском музее, вышли из Эрмитажа, работы мастеров со всей России: экспозиция 18 картин и рис. 31. Некоторые из них стали настоящим открытием для искусствоведов.

“Христос и самарянка” – сын Йорданса, авторство которого была создана во время подготовки выставки.

Якоб Йорданс, самый Фламандский из всех фламандских живописцев. В отличие от своих современников, постоянно путешествуя по Италии, практически никогда не покидал своей родной Антверпен и любил ссылаться на местные традиции, чтобы победить в его картинах пословиц и поговорок. Национальное самосознание проявляется в его картинах, хотя никаких следов Караваджо, не было. Однако, гораздо большее влияние на него оказывают Питера Пауля Рубенса, который, как Йорданс, учился у Адама Ван Нурт, однако, в разное время. Рубенса Йорданс был старше на 16 лет, которые не мешают их сотрудничеству и дружбе. То же самое касается и других известных фламандца Антониса ван Дейка.

На самом деле, сегодня, когда мы говорим о фламандской школе, мы имеем в виду, прежде всего, трех художников Рубенса, ван Дейка и Йорданса. Принято перечислять их в таком порядке — по значению и известности. После смерти старца (в 1640 году Рубенс и ван Дейк в 1641-м) Йорданс был единственным представителем большого стиля, стали получать множество заказов от королевских домов и занял место главного художника города. Он прожил 85 лет и умер не от старости а от болезней, который стал известен как “английский пот” (природа инфекции, которая косит Европу, до сих пор остается загадкой).

В России интерес к Джорданс спровоцировал Екатерину II, которая приобрела ряд его работ, включая картины “Мелеагр и Аталанта” — она открывает выставку в голландском зале музея А. С. Пушкина (эта работа представляет собой собрание Екатеринбургского музея). Однако открытие проекта стала работа в Нижегородском художественном музее — авторство Джорданов была поставлена под вопрос.

— Картина “Христос и самарянка” на самом деле принадлежит не Джорданс, и его сын — Джорданс-младший. В ходе исследования под краской был обнаружен подпись, подтверждающую авторство, — говорит Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. Пушкина. Пушкин. — Для исследователей любая находка, связанная с такой крупной фигурой, как Йорданс, имеет большое значение и является уникальной. Это как раз такой случай.

Для современного зрителя фламандской живописи может показаться неизменной: с одинаковым мастерством и рвением, он погружается в библейские сюжеты и сцены из разгульными пирами. Но для той эпохи это было нормой. Инновации Йорданса в отношении картин, посвященных сценами из ветхого и Нового Завета, связанных с добавлением неканонических персонажей. Как, например, в “Оплакивание Христа”, приобретенная Екатериной в 1764 году и передал его в соборе Александро-Невской Лавры, где она принадлежит до сих пор. Картина приобрела статус молитвы и изображения нашли свое место среди икон. За 225 лет его пребывания в Святой работе-Троицкий собор оставил его во второй раз, первый был в мае, когда выставка была представлена в Эрмитаже.

Отдельная глава в экспозиции представлены картины Йорданса. Художник оставил большое графическое наследие, и в первую очередь потому, что он любил рисовать без причины.

— Йорданс любил рисовать себя, просто для удовольствия, в отличие от Рубенса, чей рисунок был подготовительный этап создания большого полотна, — говорит Вадим Садков. — Самые ранние из представленных рисунков 1616-1617 гг. из коллекции Эрмитажа. Примечательно, что в начале он считался работой неизвестного итальянского художника. Но рисунки Джорданс показать его как великого художника, который действительно чувствует цвет. Даже в более поздний рисунок, где видно, как дрожит рука мастера и зрение, он отлично работает с цветом.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*