Главная / Культура / Капризы Брежнева: какие спецзаказы исполнял любимец советских детей художник Челноков

Капризы Брежнева: какие спецзаказы исполнял любимец советских детей художник Челноков

Картины Леонида Челнокова в России все знают с раннего детства. Малыш еще не научился ходить и говорить, а уже с энтузиазмом рассматривая его работы, находит их и требует: “дай!”. А все потому, что Леонид челноков является автором обертывания самые известные и любимые сладости.

Храм Христа Спасителя, изображение. Леонид Челноков

“Кис-кис”, “Мишка на севере”, “Шишкин Лес” — что он сделал эти вкусности узнаваемой с первого взгляда.

В течение многих лет маршрутках работал в качестве главного специалиста по проектированию изделий на одном из трех главных советских кондитерских фабрик. Специальный заказ сделал уникальные подарки советских вождей: Сталина, Брежнева. Создайте праздничную упаковку в честь первых космонавтов: Юрия Гагарина, Валентины Терешковой. Короб конфет, которые были приведены к первым лицам государства, в то же время создавать картины и даже писать иконы.

14 июня, Дня Леонид челноков века, о самых интересных эпизодах своей жизни и работе нам рассказал пасынок художник Юрий челноков.

С Юрием Чеснаковым мы встретились в просторном доме в селе Красная Пахра. Здесь жил и трудился в своей жизни, Леонид челноков, здесь, в окружении природы, был создан его работы.

— Юрий, с чего началась творческая биография Леонида Челнокова?

— Леонид Константинович учился под руководством Константина Юона и Грабаря, Мануил Андреев. Работал художником во время войны и в послевоенный период занимался дизайном продуктов для пищевой промышленности, работал в этой области в течение 42 лет, по сути, посвятил всю свою жизнь.

Но, увы, его личности мало что говорит. Есть биографическая статья, написанная после смерти художника, искусствоведа жира. Эта статья помещена в альбом картины Леонида Челнокова. В этой статье, кстати, сделал большую ошибку Челнокова присвоить авторство надпись “Аленка”. Леонид Константинович его не рисовал, создал знаменитый лейбл другой художник Маслов. Аленка — Алена Gerinas, теперь ей было за пятьдесят, и она-дочь фотографа Александра Gerinas. Челноки были в хороших отношениях с обоими художниками.

— Как Леонид стал конструктором изделий, одним из трех ведущих кондитерских фабрик в Стране Советов?

— Леонид Константинович родился 14 июня 1919 года, с юных лет он посещал кружок живописи, и его талант проявился очень рано. В юности он встретил известного мастера живописи Андреев, который стал его наставником. Они много времени проводили вместе, ходили на этюды. В возрасте 19 челноки ушел в армию, а потом началась Великая Отечественная война. Он служил сначала в Хабаровск, а затем в Москве, в одной из штаб-квартир. Был шифровальщиком в процессе обслуживания много работ, сделанных для армии. И после демобилизации они с Андреевым состоялся знаковый разговор. “Имейте в виду, если ты просто художник-живописец, ты будешь работать до гробовой доски, и не факт, что раскроет ваш талант. Попробуй в ярлыке в поле”, — посоветовал наставник. И в 46 автобус попал в “Protoparmelia” — была такая организация, которая делала заказы для советских предприятий. Это “Protoparmelia” был выпущен, например, надпись на знаменитой “оранжевой трех и лимонные дольки”.

— Каковы конкретные известных лейблов сделал трансфер?

Леонид Константинович начал активно сотрудничать с “Protoparmelia”, в итоге перешла к одному из самых известных кондитерских. Все они потом были три: один специализируется на мармелад и шоколад; второй — на карамель, шоколадные конфеты; и третий с печеньем. Челноки работали “конфеты” до 89. Одним из самых интересных проектов, которые он создал на заводе, там был Фантик, “ладно, забирайте”. Эта метка изображает девушку с собакой. Конфеты были с историей давней и очень вкусные, с вафлями и миндалем. Поэтому, прежде чем обертка была более зла: изображал собаку и мальчика с палкой, который дразнил собаку. Руководство завода потребовало, без отрыва от старой концепции, чтобы сделать этикетку более добрым. Леонид Константинович справился со своей задачей: мальчик заменил девушку, и палка была удалена полностью.

Метки Челнокова была целая серия шоколада. “Люкс”, “Конек-Горбунок”, “Сказки Пушкина”, пористый шоколад “Слава”. Было много проектных работ по видам спорта: Олимпиада, футбол, волейбол. Определенные типы пакетов к праздникам: 8 Марта, 9 Мая , 1 мая. Из этих пакетов, в 40 лет было создано бесчисленное множество.

Знаменитые конфеты были сделаны обертки для карамели “Мичуринский” ириса “кис-кис” с черной кошкой, Ирису “выключатель” ириса “Золотой ключик”. Это известные на всю страну конфеты, которые были очень популярны среди детей.

— У Челнокова сделать заказы для первых лиц советского государства?

— Да, про госзаказы надо сказать отдельно. Например, конфеты “апельсин” для Сталина и его подход. Перед выпуском каждой партии пришли НКВД и был взят образец: попробовал на вкус и качество, и внимательно изучал обертку. После смерти Сталина Прошло некоторое время, и только потом конфеты поступили в продажу. Он был очень популярен.

— Каков был государственный заказ, в дополнение к конфеты для Сталина?

— В брежневские времена все важные события отмечались с большой помпой. Полета, сближения и стыковки космических кораблей “Союз-Аполлон”, совместный космический полет с чехами. Продвигать такие проекты, конечно, никто не делился, все держалось в строжайшем секрете, поэтому из-за приказа о создании коробки, этикетки были получены в последний момент, и пришлось делать работу за одну ночь. Например, с полетом Гагарина в космос.

Много интересных проектов было сделано для приезда известных людей: в 1972 году, когда состоялся официальный визит президента США Ричарда Никсона в СССР, сделал специальный коробка конфет для визита Индиры Ганди в 1976 году, приход Эрих Хонеккер. За каждый выполненный блок заказы.

Однажды, на юбилей 25-летия освоения целины, получила заказ от министерства Леонид Брежнев. Это был огромный, праздничный, высотных коробку конфет с изображениями из жизни Генерального секретаря. Я лично видел, как это было сделано.

— Выглядел, как поле, и кто ее заказал?

— Приказ министра пищевой промышленности. На коробке был изображен генеральный секретарь в шести видах. В центре красовался его портрет со всеми регалиями (как в том году). А вокруг него изображены несколько сцен, начиная с фронта, где она была запечатана в презентации членскую карточку защитнику Малой земли, потом встреча с хлебом и солью во время визита в эту страну, то Брежнев вручает звезду Героя Гагарина, Рамеш Чандра вручает Брежневу премии мира и, наконец, генеральный секретарь подписал Хельсинские соглашения. На коробке красуется с одной стороны Дворца съездов, а на другой-дворец “Финляндия” в Хельсинки. А в центре, над головой у Брежнева, был изображен памятник Ленину работы Меркурова. Коробки из картона 60х60х40 см с имитацией тиснения на фольге — колосья пшеницы. А по периметру шли цитаты из книги “Дева”: “это хлеб — и песня”.

— Что было внутри коробки?

— Внутри коробки в три слоя уложить тесто, верхний слой карты с “диабетической”, в качестве генерального секретаря жены страдали от диабета. Это прилагается вкладыш с четырех бутылок его любимой водки, лимон, шампанское, простой и “золотой” и бутылка из крымских погребов. Последние розлива 1906, год рождения Л. И. Брежнева. Бутылка была пыльная, и министр предложил оставить все как есть, завернуть в целлофан и сделать стилизованные старинные этикетки.

— Как выбрать тематику для регистрации?

— Леонид Константинович изучал биографии Брежнева, тщательно выбирая нужные моменты из своей жизни на изображение на коробке, проверил все. В те политизированные времена эта ошибка может быть очень дорогостоящим и должны быть предельно внимательны во всех деталях. Теперь следы этой исчезнувшей поле. Может быть, он хранится где-то в музее или в личных архивах Брежнева.

— В те времена бренд был создан технически?

— Что касается самого процесса создания образа, то это было адски сложно. Компьютеров не было, рисунок был сделан от руки карандашом на кальке. Затем взять бумагу, вырезать точный размер этикетки были покрыты побелкой. Затем художник взял печатающей иглы, самодельное копировальную бумагу и кальку скважины на рисунке, после чего он бежал, едва видимый контур. А потом прорисовывать каждый элемент гуашь очень тонкой кистью. Так получилось этикетке.

— Он взял государство?

— Он подошел к столу директора и прошла оценку художественного совета, который решает принимать его или нет. Леонид Константинович был взят 90 процентов наклеек, но некоторые рецензенты не нравится из-за вкусовщины. Так было и с коробкой шоколада “Орленок”, пришлось переделывать несколько раз.

Работа оплачивается хорошо?

— Художник работал по трудовому договору, заработная плата сдельная. Шоколадки этикетку выплачиваются: 15 г — 30 рублей, 100 г – 100, в коробке, стоил более. Самый дешевый этикетке было мало конфет. Во времена художника эпохи Брежнева за месяц 500-800 рублей. Было много заказов, дизайн постоянно менялся, что-то пришлось восстанавливать, что-то переделывать. Кроме того, изначально Леонид Константинович работал в нескольких предприятиях, конкуренции не было, и не запрещено.

— Зарплата не является постоянным?

— Этого не было. Зарплата была ноль. Как только челноки пообщались с министром легкой промышленности, и он предложил интересную идею. Он был создан для работы с собаками. На коробке был изображен как болонка, а внутри лежал 30-40 шоколадных конфет с разными породами собак на этикетках. Каждый шоколад не имел своего собственного аромата. Идея оказалась успешной, и был впоследствии освобожден после шоколада кошек и лошадей. Но собаки были самыми популярными.

— Работал шаттлы дома или на заводе?

— Он почти всегда работал у себя дома, на заводе был небольшой, неиспользуемые офис. И поэтому он есть только здесь рабочие места.

— Трансфер продолжил занятия живописью, или работа отнимает все творческие силы?

— Помимо работы на заводе, он также рисовал обычные картины. Несмотря на большую загруженность, живописи не бросал никогда. Он любил рисовать природу. Пошел в лес и рисовал картины. Пришла к нему с особым вдохновением весной, когда все зацвело. Нарисованные цветы. Маки и пионы. Любил путешествовать далеко, за много километров, в деревню и привлечь людей.

— Расскажите, как тяга Челнокова к написанию иконы?

— Он любил храм Христа Спасителя, сильно пострадала, когда он был снесен. В 1989 году, когда храм еще не восстановлен, мы получили календарь с изображением его дореволюционного типа. Этот календарь Леонид Константинович создал десять картин старого храма Христа Спасителя. Когда храм был воссоздан, он написал ему несколько икон.

— Насколько успешными были картины Челнокова?

— Продаются в основном через друзей и друзей друзей. Было несколько работ, которые особенно популярны. Вот эта картина (Юрий в альбоме на снимке ее) была написана отчасти из жизни и частично из головы. Этот ночной пейзаж возле станции метро “Молодежная”. Дома там раньше не было, а был лес и кусты. Леонид Константинович добавил деревенских домов и бегущего зайца. Затем заказы нарисовал еще один раз 15. Аналогичная судьба еще нескольких картин.

Несколько его работ были проданы за границу. В начале 90-х годов в доме Леонида был Игорь Балло (известный предприниматель, обнаружен во время перестройки многие казино и игровые клубы). Кто-то рассказал ему о художник и бизнесмен приехал в село черный “Линкольн-Континенталь”, за ним ехал джип с охранниками. Зайдя в студию, Балло посмотрел картину и в итоге, наверное, купил 15 штук. Деньги мы новый дом построили.

И было много богатых покупателей?

— Ныне покойная, Наталья Сац пришел, когда священник приехал, купил картину, и еще один крупный бизнесмен из Азии, владелец завода доставка. В общем, Леонид Константинович был человек не жадный и часто давал картины. Друзья и те, кого уважают. Гусинский дал картинку. Брежнев на юбилей подарили его портрет.

И какова была реакция на Брежнева?

— Брежнев был не удивлен, потому что он, кажется, к тому времени задрали всех уже тошнит и вообще был в состоянии нирваны.

После разговора в саду Юрий пригласил нас в дом, где он держал мастерскую, в которой работал художник. Мольберт, краски, холст и все еще стоят на своих местах. На стенах висело много картин. Ускоренная Юрий заранее продуманной просьбу показать что-то уникальное. Он задумался на мгновение, уходит и потом возвращается с огромной картиной в руках.

Эту картинку я совершенно случайно обнаружил, что это очень ранняя работа. Около года 46 или 47, когда на Красной площади еще было разрешено автомобильное движение. Мы видим башни Кремля, мост. По дороге едет “черный воронок”. В эту картину отлично передает настроение той эпохи. Есть картина “Калина красная”. В одно время ее даже близко Федосеева-Шукшина пришли посмотреть. Хотели в музей, но что-то не срослось.

— Я вижу много картин цветы. Что челноки любил рисовать цветы?

— Цветы он любил неправильно. Ландыш, сирень, Мак любил. Не любил рисовать гладиолусы, георгины – геометрически правильные, солдат цветы.

— Какие цвета труднее всего рисовать?

Мак. Это очень трудно сделать. Лепестки опадают в один час – попробовать вещи, чтобы захватить!

В 60-е годы Леонид Константинович был всплеск интереса в гуашь. Живопись гуашью очень сложно писать. Это почти каторга. Когда вы рисуете маслом, то можно исправить ошибку, гуашь не прощает такой небрежности, и картинка в хлам. Очень сложно, да непростой, рисовать перьевой ручкой. Есть такая вещь, как сила карандаша. Когда ты пишешь картину с помощью карандаша, вы можете выбрать силу, с которой давите на него, т. е. может сделать линии толстой или тонкой, светлой или темной. Перьевой ручкой это можно сделать, след всегда останется прежним. Это необычная техника. Некоторые из этих работ сейчас хранятся здесь, в Музее.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*