Главная / Экономика / Качество российской нефти грозит потерей полутриллиона рублей

Качество российской нефти грозит потерей полутриллиона рублей

Экономика замедляется. Уровень жизни и задачи, поставленные Президентом, требуют ускорения. Это невозможно без инвестиций и спроса. Оба в достаточном объеме на рынке. Усилия ЦБ снизить ключевую ставку не достаточно, потому что Центральный банк не считает для себя приоритетом поддержку экономики. Все взоры обратились на закромах родины, а точнее в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Не пора разбить копилку?

Фото: Марат Абулхатин

Сначала немного скучных цифр. В июле накопления ФНБ составил 8.17 трлн. Частично это уже используется, жидкой части, то есть деньги, которые можно использовать в 6,5 трлн. В соответствии с Бюджетным кодексом тратить средства ФНБ в год, в конце которого жидкая часть ФНБ будет составлять 7%, но объем этой жидкости до конца года осталось на уровне не менее 7% ВВП. Соблюдая все эти правила, ФНБ можно использовать в 2020 году, объем инвестиций из фонда к 2020 году, по оценкам, может составить до 1,67 триллиона.

Теперь ясно, что, по сути, инвестиции могут быть обсуждены. Еще большей ясностью, что при приближении к началу инвестиционных споров в правительстве о том, сколько и куда вложить, будет увеличиваться. Собственно, обсуждение уже идет. Однако, низкие тона.

Позиция сторонников инвестирования средств ФНБ, что без этих инвестиций экономика скатится в кризис. Традиционные аргументы сторонников максимального сохранения сохранения резервов из Фонда национального благосостояния — бюджет нуждается в страховании, и инфляции для стимулирования расходов из ФНБ. Давний спор о том, что приоритетом экономической политики: стимулировать развитие или стабильность.

Но и инвестировать средства ФНБ могут быть разными. Некоторые экономисты считают аксиомой, что ФНБ станет основным источником инвестиций в национальные проекты. Другие считают, что вопрос далеко не решен.

В качестве альтернативы, например, считает, что так называемая “норвежская модель” (через механизм инвестиций в Норвежский пенсионный фонд, крупнейший в мире суверенный фонд уже накопил более $1 трлн и пополнять за счет всех нефтяных доходов страны). Норвежский фонд инвестирует средства преимущественно в ценные бумаги иностранных компаний, не только в высоконадежные облигации правительств иностранных государств, так же как и SWF. Для середины 2019 года, 69% норвежского фонда было вложено в акции международных компаний, 28% – в облигации, 3% в недвижимость. Самое главное, средняя доходность норвежского деятельности фонда с момента его образования в 1998 году, 5,9% против 1,5% в ФНБ.

Позиция Центрального банка, который представил 5 сценариев инвестиционного фонда. Среди них и “норвежской модели”, и инвестиций в России (мы говорим о национальных проектах), есть скрипт использовать фонд для предоставления кредитов в иностранной валюте, которые будут закуплены российские товары, существуют и смешанные варианты. Известно также, что Эльвира была в пользу увеличения текущего значения (7% ВВП) в качестве стартовой позиции для инвестирования средств ФНБ.

Алексей Ведев, старший научный сотрудник Института экономической политики им, бывший заместитель министра экономического развития Гайдара, уверен, что инвестиции из Фонда инфляционные опасности не представляют. Есть профицит бюджета, который в среднесрочной перспективе Минфин планирует сохранить. Жесткая политика Центрального банка и в целом, по словам Ведева, российская экономика вскоре столкнется с угрозой дефляции, что с рывка цен. Но сокращение темпов роста внутренних (состояние реальных доходов населения) и внешнего (из-за торговых войн) спрос снижает потенциал роста российской экономики. В этих условиях, запуск инвестиций из ФНБ оспаривается.

МВФ с точки зрения нейтрального наблюдателя заметили, что в июне правительство исключили из паспортов национальных проектов является основным инструментом контроля за их исполнением — информация о промежуточных результатах включены в федеральные проекты по годам и, соответственно, информация о распределении бюджетных средств в рамках федеральных проектов. Другими словами, мониторинг реализации национальных проектов, даже разработки своих промежуточных результатов проката. Этот шаг российского правительства, МВФ, с точки зрения эффективности использования бюджетных средств оценивается отрицательно. Счетная палата РФ ничего не сказано.

Можно, конечно, предположить, что все поступающие от МВФ происки Вашингтона. Но, на самом деле, отказ от промежуточного контроля за реализацией национальных проектов не что иное, как спокойная подготовка к их поломке. Чиновники, видя, что экономические реалии, в первую очередь, экономического роста, создает необходимые предпосылки для своевременного решения поставленных задач, может, по указу, отложить час докладывать президенту.

Но есть и другая сторона ослабление промежуточного контроля является неэффективное использование выделенных средств со всеми хорошо известными последствиями. Чем ниже эффективность использования государственных средств, тем слабее “черного ящика”, который исчезнет в ФНБ, тем ниже эффективность государственных инвестиций и дальнейшего экономического роста и ожидаемых социальных выгод.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*