Главная / Культура / Илья Лагутенко рассказал, как президент помешал премьере клипа «Карнавала.нет»

Илья Лагутенко рассказал, как президент помешал премьере клипа «Карнавала.нет»

Только представьте: в 2023 году, группа “Мумий Тролль” исполнится 40 лет. Тем не менее, она хорошо известна среди финалистов специальной номинации, зд награды — “мегабит наград”, посвященный новейшим музыкальных явлений. Илья Лагутенко, как Дэвид Боуи в свое время появились в творческих (и вообще физическое) пространство как некий иностранец вне времени. И днем и ночью обогнал его не ради оригинальности, а потому, что пришло свежее решение для него естественно, как само собой разумеющееся. В этом году российские музыканты отметят 20-летие культовый и один из самых странных рекордов “Точно ртуть алоэ”, который предвосхитил многие музыкальные направления.

Фото: М. Митрофанова

“МТ” – это еще сюрприз для любителей необычных сценических решений. Как, например, на “вечерний чай” несколько лет назад, когда традиционное видео на экране за спинами музыкантов выбрал зеркало плиты, подвешенный под углом к потолку, в котором они отражены в шоу. В последнем клипе “снимает” лидер команды предстает перед зрителями в черном костюме, широкополой шляпе, покрытой черным тюлем, удлиненные зубы вампира, и с фольгой на ухе. “Что вы хотите, вы получите — не волнуйтесь”, – улыбается Илья. Поклонники уже знают: существует гораздо больше. “В.” поговорил с художником о творческом символики, условности и как в песне “не понял формат” может стать “стандартом качества”.

– Необычные, яркие юбилеи, похоже, становится традицией для “Мумий Тролля”. Очень красивая история была несколько лет назад в связи с празднованием 20-летия альбома “море”. Совсем недавно — перед Новым годом, мы отмечали юбилей песни “с Новым годом, малыш!”. Если вы не круглым датам символ, за границей? Почему вам так важно, чтобы обращать на них внимание?

Для таких, как “Мумий Тролль” (т. е. бег на время, “впереди паровоза”), такие юбилеи-хороший повод, чтобы, с одной стороны, обеспечить своей “неподкупностью”. Потому что, если через несколько десятилетий эта песня превратится из “свободный формат” в уважение нескольких поколений эталоном качества, это лишь подтверждает, что усилия были оправданы. Но, с другой стороны, для населения это также важное мероприятие, где студенты, вместо того, чтобы забыть о ностальгии, вы начинаете понимать, что открыть любимые песни в то же время вместе с новой аудиторией, и снова себе…

– Продолжая тему символизм был для вас значимым событием, что “Точно ртуть алоэ” был назван первый альбом нового тысячелетия?

– Как корабль назовешь, так он и поплывет (смеется). Наверное, альбомы и все в январе 2000 года, но мы проложили путь для новичков, в то время, PR-агентств, которые не имели опыта работы с музыкантами, дал им идеи заголовка для будущего (как они pozostali). В общем, мне нравится визуальную магию чисел, я люблю красивые даты, и мы приурочили его выпускает альбомы. Чтобы самим было легче вспоминать прошлое.

– Ты всегда удивить своих слушателей и зрителей что-то новое, необычное, и в этом смысле альбом очень похож на то, что было в дискографии “до”. Решение о выпуске такой труд был более импульсивным или это сбалансированный, продуманный?

– Я не поставил “сюрприз” в задаче. Поверь мне. Я просто записывать альбомы в соответствии с обстоятельствами и собственными интересами. “Точно ртуть алоэ” – третий студийный альбом, записанный после успеха “море”. В этот первый альбом, записанный с концерта, который был сформирован пару лет гастролей. Все песни, которые я написал в автобусах, поездах и гостиницах во первых, растянувшийся на пару лет в “безумный” тур. К этому следует добавить не только мое увлечение классической Пекинской оперы, но и впечатления от нашего первого выступления в Японии, что позволило окунуться в неизвестный мир японской рок по-настоящему. Добавьте к этому заработал возможность поступить в одну из лучших студий в мире — Питер Гэбриэл полную свободу в выборе музыкальной фактуры, сновали перед окнами Кайли Миноуг… В общем, сам был удивлен. В результате, и естественно, удивить зрителя.

Клип “невеста” был снят в стиле поп-арт, в то время еще совершенно не раскрученный в России, более того, воспринимается частью аудитории, возможно, даже настороженно, как-то дико. Как вы думаете, за счет чего вы используете незнакомые массовых публичных методов, можно было не просто, чтобы привлечь ее внимание и удержать его и получить очень стабильный и положительный отзыв?

“Невеста” остается редкой для наших краев пример, когда по-настоящему художественным замыслом режиссера (Виктор Вилкс) не только совпало с творческим требования художником, но получил достойное воплощение. Последующая выдержка из клипа в Музее современного искусства в Швеции был для меня куда более неожиданные, чем обсуждение “злобных зрителей” или что-то подобное. К тому времени стало ясно, что понимание вас коллег приносит настоящее удовлетворение и результат, который остается “навсегда”.

– Презентация другие клип “карнавала.нет” — состоялась на Новый год. В контексте дня она стала песня-перевертыш. Вы изначально планировали, записать его, чтобы совпасть с выходом к празднику? Или все произошло спонтанно?

– Мы снимали клип в конце декабря, можно сказать, — в спешке; директор абсолютно не резал, на визуальный стиль, который я хотел заполнить клип. Но компания-эмитент первоначально планировалось, что клип в любом его виде будут показывать по телевизору в новогоднюю ночь 2000. У них были хорошие отношения с каналом. Насколько я помню, его руководитель Роман идея тоже. Но 31-го он отменил премьеру, объяснив, что у нас есть “более важные сообщения” (что Борис Ельцин уходит в отставку и назначает преемника). Поэтому, хоть клип и получился “любительским” и не совсем стильный, но песня запоминается хорошо… не честно!

– В “Мумий Тролль” синглы до выхода альбома в России не выпустил никто. Вы почувствовали в тот момент, когда она станет своеобразным трендом?

– Тогда мне это казалось правильным решением для увеличения продаж физических носителей, из которого мы должны были получить гонорары. Это был международный опыт в шоу-бизнесе. Идея не воплотилась в российской действительности: мы провели по этому вопросу больше, чем людей купленных дисков. Даже ярые фанаты предпочитают пиратские копии. Но культурный и художественный эксперимент, проект стал законом. Каждый сопровождался его визуальное решение, некоммерческая ремиксы, новые песни. Сейчас это самое коллекционное.

Сегодня, наоборот, многие художники полностью отказываются записывать полноценные альбомы. Это важно для вас эпическая, полная работа? Или есть вероятность, что в будущем вы тоже пойдут исключительно на производство композиции потреково?

– Я всегда говорю, что каждый альбом-это своего рода аудиогенных, отражающих нас и окружающую действительность; это мой способ общения с миром и фиксировать ее изменения. С нашими болельщиками много меломанов и коллекционеров, которые хотели бы иметь в домашней коллекции наших альбомах. И на CD, и на виниле, мы выпустили ограниченный тираж “морской” и “икры” – это 100% аналоговый продукт, записанный на матрицу непосредственно из оригинальной ленты. Все записи были распроданы. Я люблю слушать концептуальную работу, но всегда есть детали. Практика онлайн знакомств без альбомов — примета времени. При доступности любого контента в Интернете всегда есть и свой слушатель. Я хочу верить в это.

– Есть ли, на ваш взгляд, то, что объединяет японский рок 90-х и глэм-рок 70-х — треки, которые, насколько я знаю, вдохновил на создание альбома “Точно ртуть алоэ”?

– Да, конечно. Японские музыканты, большинство из них-музыкально образованный и чрезмерно технических, эмоциональных черпал вдохновение из 70х. Западные рокеры (Боуи, Квин, Кисс), находясь на гастролях в Японии, был поражен местными традициями. Это произошло в культурный обмен. Основатели жанра, таких как X-Япония (и я знаком с Йошики Хаяши, поэтому я знаю эту историю из первых уст) не был популярен за пределами своей страны в то время. Но с распространением аниме культуры и появление любителей японской экзотики, как “Мумий Тролль”, в других странах спустя несколько десятилетий японская рок превратился в самостоятельный жанр. Подумай об этом, верно?

– Вы упомянули Дэвида Боуи. Можно говорить о влияние на вас в данный момент свою энергию?

Я могу назвать Боуи-один из моих любимых художников, Я люблю почти все его альбомы. И удивительной способностью органично чувствовать себя в разных стилях, изображения, и спокойно оставить их снова сам “изобретать”. Хотя в то время я был, честно говоря, не очень впечатляет в своих экспериментах с индустриальной музыки и драм-н-бас.

– Если говорить о японской рок на востоке музыка в целом, она всегда была очень ярко был представлен на V фестивале-РОКС. Как вы думаете, как она самобытна? Оторванными от мировой музыкальной культуры? Или все зависит от художника, стиль в котором он играет?

– Для себя — и как музыкант, и как куратор фестиваля в-рокс — я нахожу интерес в том, что происходит в музыкальной индустрии Азиатско-Тихоокеанского региона. Есть стадион звезд и своих кумиров, которые становятся глобальными (известный в России феномен K-поп — этому подтверждение), его индустрии развлечений, не уступающие по объемам бытового газа и Metroeconomica. Из-за успеха азиатских экономик становятся востребованы и полностью подземных нашим жанров стандартов. В самом деле, кто сейчас в отрыве от глобальных процессов, так что это просто “наш дальневосточный”, и самое печальное, что ничего существенного в этот отряд (как, например, произошло в 80-х годах с “afilarmonica” рок) не появляются.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*