Главная / Экономика / Грядет глобальный кризис: как к нему готовится Россия

Грядет глобальный кризис: как к нему готовится Россия

В последнее время ситуация в российской экономике становится все более и более странно. С одной стороны, МВФ снизил прогноз роста на ближайшие годы, а экономике грозит нам катастрофой на рынке кредитования частных лиц; с другой стороны, федеральный бюджет с профицитом (2,98 трлн рублей в январе–сентябре текущего года), инфляция и безработица находятся вблизи минимальных значений. После продолжительного периода снижения реальных доходов населения Росстат говорит об их резкого роста, но и для главы правительства, просто указывая на рост промышленного производства, оборота розничной торговли и не забывая при этом последовательное улучшение позиций России в различных международных рейтингах, “очевидно, что если говорить об экономике, в общем, у нас все в порядке.” Пока в мире не все спокойно: спад в мировой экономике продолжается, и срыв в новый кризис может возникнуть практически в любое время.

Алексей Меринов. Свежие фотографии в нашем instagram

Россия сегодня готовится к возможному прибытию снаружи новая волна проблем вполне традиционен: мобилизовать максимальное количество резервов (которая, напомню, стала основой успешного с точки зрения финансового положения населения, проходящей через низшую точку кризиса 2008-2009 годов). Государственная “подушка безопасности” стремительно растет: по официальным данным, Фонд национального благосостояния с 1 января увеличился почти в два раза (если быть точным, 96.4%), и эти инструменты могут сбалансировать бюджет в течение нескольких лет, даже если цены на нефть упадут ниже минимума на 2010 год в $29 за баррель. Естественно, что такое богатство для многих-это своего рода красная тряпка, и желание потратить (к сожалению Инвест), по крайней мере, часть денег сегодня чаще.

Подходы сторонников и противников “развития” на сегодняшний день Фонд отражает, я бы сказал, традиционные стили поведения педанты и паникеров.

С одной стороны, консолидированная позиция правительства и Банка России. Первый вице-премьер и министр финансов Силуанов говорит о том, что инвестиции из ФНБ возможно только после достижения жидкой части фонда 7% ВВП, а в отсутствии риска для последующего сокращения этой части ниже 7% ВВП (другими словами, риск серьезного глобального кризиса и снижения поступлений иностранной валюты). Первый заместитель председателя Банка России К. Юдаева добавила, что такие расходы, если они проводятся в России, должен быть в значительной степени независимы от колебаний цен на нефть. Обе позиции кажутся разумными — особенно потому, что сейчас экономика плохая “переварить” даже нынешние бюджетные инвестиции: в этом году расходы федерального бюджета вводят медленнее всего одиннадцать лет, и многие национальные проекты не выбираются они выбирают средства. В то время как российские частные и государственные компании выплатить рекордные дивиденды, все чаще направляют весь свой свободный денежный поток, это означает, что проблема не в отсутствии денег, а в отсутствии перспективных проектов или опасения бизнеса относительно возвратности вложений. В таких условиях трудно поверить, что инвестирование в экономику “sverhamin” нефтедоллары могут серьезно изменить ситуацию.

С другой стороны, менеджеры госкомпаний и многие эксперты выступают за дальнейшее повышение роли государства в экономике и почти возврат к советской системе плановой экономики, предсказуемо высказываются в пользу ускоренного использования накопленного капитала. Примечательно, что в последнее время де-факто присоединились самые известные системы либерала Алексея Кудрина, который, комментируя новый макроэкономический прогноз правительства до 2024 года, направленной на увеличение темпов роста ВВП в 2021 году до 3,0% указали, что это нереально, и призвал как можно скорее изыскать дополнительные инвестиционные фонды, вложить часть накопленных в ФНБ сумм в ценные бумаги российских эмитентов, не дожидаясь, чтобы дойти до заветного рубежа в 7% ВВП. Однако, следует отметить, что рассуждения главы Счетной палаты, это немного странно: он, в частности, говорит о “сокращение ненефтяного дефицита [бюджета] в последние три года почти в три раза — до 6,1% [ВВП]”, и настаивает на том, что дальнейшее сокращение бюджетных расходов-это опасно. Между тем, арифметика расчета ставит в тупик: если автор прав, три года назад — в 2015-2016 годах — дефицит нефти и газа должно было быть не менее 18% ВВП, что превышает все расходы федерального бюджета в эти годы. Поэтому рассуждения о серьезных сжатия государственных расходов в последние годы, я бы относился с не меньшей заботой, чем с понятием линейной зависимости инвестиций и темпы роста (2000-2007 они не превышают 17% ВВП против нынешних 20-21%, но экономика растет на 7-9% в год).

На мой взгляд, в сложившейся ситуации основное внимание должно быть сосредоточено не на рост государственных инвестиций и улучшение инвестиционного климата, что позволит привлечь частные средства (тот же Антон Силуанов справедливо подчеркивает, что любые разговоры о тратах из ФНБ может начаться в случае, если частные инвесторы будут вкладывать несколько рублей собственных средств в расчете на каждого выделено из средств Фонда, рубля и инвестиций увидите значительный кумулятивный эффект на экономику в целом). Успех в этом случае, я думаю, зависит от двух факторов.

На первый взгляд кажется, что макроэкономическая стабильность — и тогда большинство проблем выглядит решена. Переход к плавающему курсу рубля и режиму таргетирования инфляции; усиление устойчивости экономики галопирующий рост цен на нефть (осенью прошлого года они упали почти на 40%) и новые санкции. Реализован “налоговый маневр”, цена нефти, позволяющая сбалансировать бюджет, вниз от $ 120./баре. в 2013 году до нынешних $ 40./баре. За последние два года удалось переломить ситуацию с динамикой производительности труда (по предварительным итогам прошлого года, его рост по экономике в целом составил более 2%).

Второе-это работа по улучшению инвестиционного климата, как бы банально это ни звучало. Работаю над этим сегодня весь экономический блок правительства подготовил законопроект о новом механизме specinvtehnica и о защите и поощрении инвестиций; проведен содержательный диалог с РСПП для принятия решений по отдельным инвестиционным проектам; приложены значительные усилия по развитию предпринимательства (цель здесь заключается в создании малого и среднего бизнеса, 6 млн новых рабочих мест и 1,5-кратного увеличения его вклада в ВВП); * разработка механизмов стимулирования инновационной деятельности; особое внимание уделено объективного и беспристрастного разбирательства. В правительстве считают, что Русь была хорошо известна во многих странах “средним уровнем дохода ловушку”, выход из которого может быть осуществлена только для расширения “гарантии безопасности” предпринимательство и строительство инновационной экономики.

С финансовой и бюджетной точки зрения в России есть положительные тенденции. Доходы бюджета неуклонно растет, несмотря на то, что расходы сократились на 2014-2018 годы на уровне 2,6% ВВП, что не подтверждает распространенный тезис о бездумной трате ресурсов. Поэтому надо ориентироваться на диалог между властью и бизнес-сообществом; создание условий для возвращения российских капиталов, ранее уехали за границу, а также привлечения иностранных инвестиций; наконец, усовершенствование судебной системы и защиты прав собственности. Все это, конечно, гораздо сложнее реализовать, чем одним росчерком пера подписать крупные компании миллиарды рублей из Фонда национального благосостояния — но только продуманная политика для инвестиционного климата, способного обеспечить стабильный экономический рост, в то время как заполнение проекты, как показывает практика, чаще всего, получится не доход, а только дополнительные затраты для обслуживания и развития на протяжении многих лет. Сегодня было бы правильным не трогать “подушки безопасности”, которые должны быть сохранены в случае, если вы нуждаетесь в дополнительной поддержке платежеспособного спроса по образу и подобию, как это было сделано в 2008-2009 годах, хотя бы потому, что признаки приближения нового циклического кризиса становится все более очевидной.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*