Главная / Экономика / ФАС разоблачила крупнейший сговор трейдеров по ценам на бензин

ФАС разоблачила крупнейший сговор трейдеров по ценам на бензин

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выяснила, кто вызвал серьезный рост цен на топливо в России, которое произошло весной 2018 года. Виноваты два крупных трейдера, который в результате заговора в буквально месяц-полтора завышенные цены на бензин, что привело к резкому общественный резонанс. ФАС не называет конкретных имен, но грозит подать в суд на нарушителя дело. Эксперты соглашаются, что установление цен на бирже происходит, но доказать факт ФАС вряд ли удастся.

По словам заместителя руководителя ФАС Андрея Цариковского, в то время как подозрение падает на двух игроков. «Мы очень внимательно осмотрел то, что происходило в то время в торгах нефтепродуктов. В ближайшее время будет возбуждено дело по сговору на торгах трейдеры», — сказал чиновник. Подробности их исследования, ФАС не раскрывает.

Речь идет о повышение цен на топливо, который произошел в апреле-мае. Изначально обвинения в продвижении тарифов со стороны чиновников звучали в адрес экспортеров сырья. Затем, соответствующие ведомства правительства признали свою ошибку и исправили лазейки в налоговом законодательстве. Чтобы остановить рост цен допускается только прямые договора с крупными нефтяными компаниями.

Однако, побитый и трейдеров. Звучали предложения о запрете их участия в биржевой торговле нефтепродуктами. Некоторые игроки даже будучи лишенными доступа к бирже. Однако, в конце ноября, Центральный банк, который участвовал в дискуссии вокруг цен на топливо, заявил, что влияние трейдеров в розничном секторе очень ограничено, поэтому их действия могут привести к систематическому искажению стоимости топлива. «Доля трейдеров (на фондовой бирже. — «МК») составляет около 5-7%», — сказал директор департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка ЦБ Лариса Селютина.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, топливо, торговля на бирже формируется таким образом: производители топлива, нефтеперерабатывающие заводы, поставлять на рынок определенное количество, трейдеры делают заявки на покупку, в результате чего рынок определяет цены. В торгах приняли участие несколько десятков независимых покупателей. «Маловероятно, что независимые трейдеры могут быть причиной разгона цен», — отметил эксперт.

По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, между трейдерами и госрегулятор — ФАС — оценки действительно существуют противоречия относительно объективности торговле и в результате индексы цен на моторное топливо. Трейдеры имеют некоторые возможности для манипулирования цен на акции через их влияние на существующие «баланс спроса и предложения». Исходя из этого, ФАС считает, что имеются основания для предъявления претензий трейдеров. Согласно действующему законодательству, если производитель отправляет на биржу не менее 5% произведенного дизельного топлива и не менее 10% бензина, цена на который эти объемы продаются на Товарной бирже, признаются рынке.

«Трейдеры настаивают на том, что обмен прошел столько топлива, произведенного в России. Таким образом, они смогут увеличить свой оборот и, следовательно, дохода. Вполне возможно, что разные трейдеры на самом деле иногда можно договориться, чтобы искусственно способствовать формированию тенденции к росту или снижению цен на акции. Однако, я сомневаюсь, что ФАС удастся доказать факт ценового сговора между трейдерами», — говорит эксперт.

По данным ИАЦ старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова, причиной роста цен на бензин в России является сложным и зависит от поведения пары игроков на рынке, и отношения государства к топливному сектору. «Высокие цены в целом на руку правительству, потому что это увеличивает налоговые поступления и налоговые доходы. «Новый виток цен неизбежен, и это не будет зависеть от торговцев и сложившейся ситуации на рынке. Государству придется договариваться напрямую с крупными компаниями, а также другие инструменты для должностных лиц контроля за ценами нет», — считает эксперт.