Главная / Культура / Друзья и коллеги — о Сергее Юрском: «Не терпел лжи и наглости»…

Друзья и коллеги — о Сергее Юрском: «Не терпел лжи и наглости»…

На 84-м году жизни скончался народный артист России Сергей Юрский. Он запомнился зрителям по ролям в десятках фильмов, среди которых такие, как «Республика ШКИД», «Золотой теленок», «любовь и голуби», «не бойся, я с тобой», «Пятый ангел». Актер и режиссер был известен своей активной гражданской позицией.

Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель Московского театра «Школа современной пьесы»:

— Я не могу понять, что произошло, говорил с Сергеем несколько дней назад, был приглашен на открытие театра, и он был заинтересован во всем этом — механики сцены, и огни и украшения. Было такое ощущение, что сейчас он поправится и будет снова играть, ставить спектакли, писать пьесы.

Он очень усердно работал в нашем театре, ставить своих самых известных спектаклей, в том числе и «стульев», которые для меня и многих людей театра, критиков это было шоу, которые только начали искать, драма. Мы ходили и на спектакль «провокация», где Сергей передал разведки Вацетис. Он придумал такое количество деталей, что многие критики были убеждены, что Вацетис как реальный человек и он друг Юры, передать ему свои замечания к нашей российской жизни. Выпустила книгу Юрский, который назывался «Театр Игоря Вацетиса».

Но его последний спектакль — это, простите за банальность,гражданский подвиг. Я говорю о спектакле «ужин со Сталиным». Как Юрские этот набор, так как он играл — стоит десятки посредственных и громких телешоу. Это не беда — вы можете назвать Сталина и overslade и swarangalum и Юра действительно открыт сталинизм, Сталин, как явление, uzrasine нами. Когда Юра вышел на сцену и сыграл Сталин — был для меня непостижимо, как люди могут пройти через все, чтобы пропустить его. Следовательно, политики не было строк в обзоре газеты, и частью его жизни. И когда он вошел в Белый дом, и на проспекте Сахарова — было ясно, что он чувствовал, понимал, чтобы люди вокруг него жили по-другому — более честные, более демократичным.

Мне повезло — я снял фильм «картина», где Юрский сыграл главную роль. И несмотря на то, что я был, сказал ему, как играть, построил рамы и собран по-прежнему непонятно: как могло такое Судьба человека, художник, поэтому буквально жить. Когда я получил престижную премию Международного фестиваля и пришлось пойти на ее презентацию — конечно, я не позволил мне не разрешили оставить, и предложил пойти Юрского периода. Но Сергей не был бы Юра, если бы я не сказала — «Раз вы его не выпускаю, то пусть приз остается». Вот это невероятная позиция человека, который сегодня ушел на пенсию.

Я не только с ним, много говорили о политике, но присутствовал при его разговорах с Гайдаром и Чубайсом. И спектакль «Ужин со Сталиным» была поставлена при содействии РАО «ЕЭС России». Там Юра потребовал, чтобы не просто повесить люстру похож на тот, что висел в кабинете Сталина, и повесить фактический люстра из кабинета, и театр этот канделябр был приобретен у «Мосфильма». Юра знал, где эта люстра брать. Важно, что Сталин буквально стоял под ним, его можно потрогать и он был похож на реального Сталина. Для него это было очень важно, так как это изображение соотносится с аудиторией. И наши спектакли идут высокие чиновники от министра до президента. Я помню свой разговор с послом Франции — жена посла не верили, что сам Юрского периода перевел игру. Сказал, что это работа достойна аспирантом в Сорбонне.

Сергей Юрский подписал много писем в защиту. Но в его политическое обозрение для него это был не повод, чтобы лишний раз засветиться, чтобы участвовать в общем проявлении. Для него любое событие в стране, когда дело дошло до исполнения, это была личная боль. Это случилось с ним, в стране был его дом,что его дом был неправ. Много часов провел с ним в раздевалке, слушая его. Для нашего театра, вся наша культура и я думаю, что для мира это огромная потеря.

Олег Басилашвили, народный артист СССР:

— О, Боже… я просто не могу ничего сказать. Это был мой близкий товарищ, друг. Ищу талантливого художника. Писатель. Всю жизнь искал правду в театре, в литературе. Вокруг него всегда были интересные, талантливые люди. Его семья, талантливые художники, замечательные. Наташа Тенякова, Даша его дочь… внуков. Боже мой, как же это произошло? — поделилась своими чувствами Олега Басилашвили на Радио «Комсомольская правда».

Это тяжелейший удар для всех нас. Самое сложное. Это невосполнимая потеря. Все конечно, и для меня, в первую очередь. Потому что один из немногих людей, с которыми мы были очень близки, начиная с 1959 года. Сидел в одной гримерке вместе с Анатолий Гаричев. Нас было трое: Гаричева, я и Сергей Юрский. И мы были связаны неразрывной дружбе, добрососедских и дружественных иногда ироническое отношение. И все мои театральные жизнь прошла под знаком Сергея. Я во многом брал с него пример. Я узнал от него. Он был такой флагман. И не только в Большом драматическом театре, но в общем-то, до переезда в Москву. И жизнь без него, без общения с ним, без его участия в нашей общей судьбе я просто не могу представить. Это самая тяжелая новость. И я не знаю, как я буду справляться с ним, — сказал Басилашвили.

— Сергей Юрский-это знаковая личность, великий художник и великий гражданин, за которую он фактически заплатил. В роли Чацкого в спектакле «Горе от ума» он нанес новая трактовка роли Чацкого,он имел большие неприятности из обкома партии и не только. Блестящее исполнение роли грузин в спектакле «я, бабушка, Илико и Илларион», трагикомическая роль профессора Полежаева в «беспокойной старости» и ряда других замечательных ролей.

Он всегда ищет новые пути для себя и не только для себя. Например, спектакль, поставленный им на мир содержал так много новых, что мы, актеры, кто играл в спектакле, поначалу было очень сложно. Велика его роль в первом specacle «Карьера Артуро Уи, которой не может быть» средненьким о маленький серый человечек, который благодаря попустительству всех нас стал фюрером. Он там играл роль типа Геббельс — гениальный, в Нью-первых манере, поражая все полное отчуждение от персонажа, а не слиться с ней.

Кроме того, он был человеком, который внутренне не терпит лжи и наглости. Самая большая беда Ленинградского обкома партии и, я думаю, не только из Ленинграда — когда ты показал свои симпатии к чехам, в то время как в Чехословакии во время оккупации нашей армии. Это стало началом его неприятностей. Он был ограничен в выступлениях по радио и телевидению, в концертах. Конечно,это оставило свой отпечаток на его здоровье. Но он успокоился и начал создавать блестящий, абсолютно беспрецедентный сольные выступления-чтение. Например, «Евгений Онегин» в Большом драматическом театре, где он открыл новый Пушкин для нас. Программ «Сорочинская ярмарка», тексты Бабеля я была в восторге. Это не легкое чтение, и работа директора.

Количество выступлений Юрского прославлять Его и в Большом драматическом театре и театре имени Моссовета. Он был великий писатель под псевдонимом Вацетис написал ряд пьес, а последний был в театре Моссовета, мы мечтали, что будем вместе играть, но так и не получилось.

Этот человек был порядочным и честным и чтобы было много неприятностей. Например, я всегда старалась найти что-то новое, новый путь, новая форма выражения литературного произведения, и поэтому вызывало неодобрение тех, кто не хочет двигаться дальше.

Его потеря-это не только потеря для меня, как своего друга, с которым мне всегда было интересно поговорить, а не только для его семьи, которой я выражаю глубочайшее сочувствие-это потеря для всех нас. Потому что такие люди, как Юра, определить, в какой мере существование в нашей стране. Это тяжелая потеря.

Валентин Гафт, народный артист России:

— Это событие не просто грустно, что мы все имеем. Чтобы испытать его очень тяжело. Умер великий артист, которого можно назвать художником, писатель,гражданин. Которые все связаны между собой, и искусство и жизнь человека. Он открыл новый путь в течение длительного времени, казалось бы, что знаменитый Александр Сергеевич Пушкин, Бабель, Зощенко. Это уникальный талант, он не боится ярких красок, преувеличения и удивил всех своим невероятным талантом.

Он прошел трудный путь с ограничениями, отъезды, приезды. Больной вышел во всем, что он играл. Но для него слово «играл» не подходит — он был художником на сцене с его ярких, гротескных образов. Он владел всем,купил краску сам и люди восхищались. Художников, таких немного.

Мужчина был обеспокоен. Он был строг к себе. Не стремитесь угодить, последовал пути, который не удалось, и многие из них нашли силы, чтобы преодолеть. Он освоил профессии настолько высока, что она проникла в сердце и душу смотрящего. Его подпись на письма в поддержку тех, кто судил или были забанены были не просто голые слова. Он должен брать пример.

Вадим Жук, писатель, поэт:

— Ирина, я не пил сегодня кофе.

«Три сестры».

С. Юрский

Обучение идет Ольга. Андрей вышел из кабинета.

И с жалкой улыбкой на губах:

-Ирина! Я не пил сегодня кофе.

Из Колотятся.

И примерно через час, слегка паленый запах.

Чехов финале в настоящее время в лидерах.

Он стреляет офицер соленый.

Хороший офицер.

И кофе, между тем, могут быть сварены,

Пуля прямо в грудь.

И ложку мимо рта.

Дуэль, мол, из-за Ирины.

Кажется, что просто.

Горн, барабан.

Полк оставляет приблизительны,

Печатали шаг.

Смерть отдан в печать.

-Две жизни сто лет будет огромное изменение.

Ничего не осталось ждать.

8 февраля 2019

Сергей, Сергей.

— Что ты меня по имени назвал… живем в одном городе и не видимся…

В шестидесятые годы каждое появление Юрский на сцене на мгновение, эпизодически — счастье!Какое-то шоу «давно». С большим заливом и Шарко.

И он только выходит на сцену в аэропорту с Басилашвили и горячие переговоры… мало, очень занят тысячью разных дел во второй редакции «идиота». Со всеми характерными Юрского.

Шесть раз я видел его в роли ответа. Написал его роль в задаче драма. Тридцать лет играл старый грузин. С тех пор, если я имитировать грузинской речи — голос Юры.

Все наши. Король у Шекспира. Маша Дмитровской смотрели «игроки» в постановке Сергея. Да, не лучшее исполнение.

— Юра все. Серьезно, сказала Маша.

Может быть, внутренне я, наконец, признала существование смерти, только теперь, когда его не было. Что они с Наташей Теняковой в драме «большой кошачьей сказки», в котором началась их любовь! Что он Kuhle тела! Kinguser Никита! Что он горит! Пушкин! Он играл в капустниках! Как он смотрел на них!

А наиболее радостные впечатления от моей жизни останется в памяти, как я рассмеялся и пожал ее, и они слушали мое чтение. Какой он импровизатор в «Маленьких трагедиях!» Но в реальной жизни, умея импровизировать, нет! — Потрясающий работник.

Само существование Сергея был постоянный и бессрочный одиночный пикет против уродства и фальши, пошлости и преступлений недавнего прошлого и нынешней жизни. Одна из самых больших легенд в моей жизни. Моя любовь.

Плачь, Муза. Я поспешно и невнятно. Я в шоке. Прощай, прощай, Сергей.

Веста Боровикова, автор книги «Новые Известия» сценария:

«Кого я люблю, то там» — так он назвал книгу воспоминаний, которая была опубликована в издательстве «Вагриус» в 2004 году. Он писал ей о фильме, Володин, Евстигнеев. Они все ушли, и он продолжал любить мертвых.

Я постараюсь закончить эту книгу главу о нем. Он умер сегодня, и вчера в полдень жена сказала на вопрос о его здоровье: «лечусь». Я надеюсь, что он мирно скончался. Как он жил. Он это великое искусство: в нем легко жить в трудных условиях. Помогла самоирония, которая спасла его от принятия лжи, которые вкрались в нашу жизнь и стала ее маленькая спутница. И мужской характер.

Мы познакомились в 2007 году, дал интервью «Новым Известиям». Говорит в театр Моссовета, и в это время мы были на Марше несогласных. Для интервью, я бродил через омоновский кордон. «Страшно, когда Москва полувоенной ситуации», — сказал он. «Против стариков двух тысяч человек, говорит мощно организованной «Молодой гвардии», в котором 14 тысяч». И добавил, что это хорошо, что митинг оппозиции наверху развелась с теми, кто был в оппозиции, чтобы победить. Тогда еще они были выведены. Он был очень обеспокоен. Но до сих пор ничего, по сути, не началась. На Болотной было три. Но у него было предчувствие. И голос персонажа из «зала ожидания» предупреждал: «есть ванна. Будет кровавая баня, когда мы ударим первые, светлые адвокатские сословия, а затем солят с жезлами».

Все его последние выступления-это предвкушение встречи с вечностью. «Полеты с ангелом. Шагал» — это великий художник, а вот про это, Юра. Он живет в прошлом и все время задают нам вопросы: как можно убить, а потом рыдать? И снова убить? Как можно жить без памяти о прошлом?

В финале его герой поднимается по лестнице в небо. Старик поднимается по лестнице на небо, чтобы встретить там тех, кого он любил и оплакивал.

«Полонез» — еще один его спектакль, который он спроектировал и поставил сам. Его герой-мыслитель, Н. Исидор — постоянно останавливала его рот кляп, чтобы не получить ложные и не начать лгать, как все — жена, студенты, семьи. И его единственным спутником становится ангелом. В беседах с ангелом и взял его этапе времени в эту игру.

Смерть и жизнь на пороге смерти, как сценический материал, по его мнению, а в вечернее время в Центральном Доме художника, называется «жест памяти». Он выбрал Бабеля и Булгакова проблема, это его беспокоило. Потому что я чувствовал, что смерть была близка.

Главная пунктирной карьере всем, наверное, известная. Он играл в БДТ, тогда лучшим театром в стране, но играть ему было мало, он хотел поставить. И писал свою первую пьесу, «Фиеста» Хемингуэя, который Юра и снял сам. Провел сорок репетиций, выступление было разрешено «Фиеста» шоу. «Я не позволю театр в театре», откровенно объяснил А. Г. свою позицию. Хотя поначалу все было разрешено. Потом она предложила что-то положить. Юрского «Фантазии Фарятьева», «Мольер», но клин между ним и диск Товстоногов, и Юрский переехал в Москву, прошли в театре имени Моссовета, где он прослужил сорок лет. Сорок лет в одном театре. Пишет пьесы и ставит спектакли по ним, прячась за псевдонимом Вацетис.

На первом спектакле, который поставил Юрского в Москве, вышел фильм. И назвал его любителем. «И с этой отметки я продолжал жить», — пишет Юра.

Его первый фильм, «Фиеста», была запрещена потому, что там играл Барышников, которые потом бежали из страны.

Не люблю кино боссов и директоров ролей фильма пришлось пробивать всеми правдами и неправдами. Но был театр.

Это только начало его огромного карьера в искусстве, и уже ясно, что ему пришлось бороться с судьбой.

В последние годы, это была борьба со временем. Сергей Юрьевич очень болит нога, помните, что апрельские спектакли в 2016 году, он пришел прямо из больницы. Весна не его время.

Вот и сейчас театр отменил все свои выступления, и его энергичная жена голосами вчера днем сказал мне: «лечусь».

Но я думаю, что он все-таки победил смерть. Потому что он играл до последнего. То есть, пока последний не сделал то, что хотел и считал, должны сделать.

«Небо никогда не заканчивается, потому что она везде. И жизнь заканчивается смертью….Печаль и трагедия последнего кадра земное путешествие в прошлое, он становится видимым во всей своей полноте и так умиляет и наполняет сердце жизни» …

Так заканчивает свою книгу «Та, которую ты любишь, чего здесь нет.»

Светлая память Вам, Ваше Величество художника.