Главная / Культура / Дирижер Сергей Скрипка: «Нас называют пожарной командой: сегодня позвонили, завтра запись»

Дирижер Сергей Скрипка: «Нас называют пожарной командой: сегодня позвонили, завтра запись»

Российский государственный симфонический оркестр кинематографии в этом году исполняется 95 лет. Он участвовал в создании не сотни, а тысячи советских и российских фильмов. Свидетель фильмов Сергея Эйзенштейна, Григория Александрова и Леонида Гайдая, “Покровские ворота”, “Дерсу Узала”, “Москва слезам не верит”, “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына”, “Сталинград” и “Собибор”. Его художественный руководитель и главный дирижер Сергей Скрипка, четверть века, занимающих эти должности, 5 октября, отмечает 70-летний юбилей.

Фото: culture.ru

— Как будет отмечать важную дату?

— Прежде всего, я хочу поблагодарить “МК”. Это один из немногих документов, которые отвечают на музыкальные события.

Наш оркестр-это большая и славная история. Долгое время мы не могли понять, какое из кино “АРС” начала свою деятельность. В Москве было два: по Арбату и Тверской, Где “Электротеатр Станиславский”. Это где все это началось. Изначально не было ни постоянного состава, музыканты ехали из лучших московских оркестров на определенные концерты. Но постепенно сформировался костяк. Во время войны оркестр был в эвакуации в Ташкенте и участвовал в записи музыки Прокофьева к “Ивану Грозному” Эйзенштейна. Я сам был в оркестре случайно, но в жизни ничего не бывает случайно. Первой меня поразила музыкальная тема, которую я выучила и пела, — из мультфильма “Нильс и гуси”. Я часто играю на концертах.

— Ты тоже считаешь, что современное кино является серьезной музыки мало нужно? Как узкий круг режиссеров, как Урсуляк, конечно, работать с оркестром?

— Их узкий круг. Страшно далеки они от современных производителей. К сожалению, первыми попали под нож перестройки музыкальные и литературные редакторы. Было так смешно: если в титрах слово “аранжировщик” правильно написано, это победа. В кредитах сейчас много ляпов. Музыкальные редакторы компенсировать отсутствие музыкального образования, директорами. Они замечательные люди, замечательные в своей профессии, но в музыке, как правило, не понимают. Такие как Урсуляк, можно пересчитать по пальцам. В кино пришел из производителей, который вырос на шансоне, говорят по радио. Когда вы их заработали что-то на кухне с друзьями под водочку на гитаре, и они скажут: “о! Замечательно! Писать музыку для моего фильма?” Еще большая беда — мужчина увидел фильм где Монику Белуччи насилуют в переходе, и говорит: “о! Мы будем”. Кто-то смотрел сериал “Скорая помощь”, ему нравилась там музыка, и мы пошли к твердому “скорой помощи”. Политика музыка звучит сейчас производители определяют. Если им нужно построить еще один замок, но музыка… Да зачем это надо?

Шелыгин Алексей написал прекрасную музыку для бригады, но допустил одну ошибку. Зная, что у вас есть деньги и будет оркестр, он счастлив, записал всю свою музыку на очень хорошие образцы — инструменты заменителей. Хотел показать режиссер, как это будет звучать в фильме, и он слушал и сказал: “Замечательно! Это нормально со мной. Не нужен никакой оркестр”. Люди просто не слышат разницы, у них ухо не образованные. И есть над ними музыкальный редактор, который толкнул их и сказал: “Не вмешивайся! Это не ваше дело”. Был на “Мосфильме” редактором музыкальных Лукин, который мог Рязанов сказать: “Эльдар Александрович, отойди в сторону, давайте работать”. И не придерешься: какая музыка была в картинах, которые она работала! Эта культура потеряна, но я все еще надеюсь, что проснется тяга к высокому.

Сейчас гораздо меньше работы в кино, но мы по-прежнему пользуются спросом. В месяц, мы записываем Кремлевской елки. Мы вызвали пожарную охрану: сегодня запись на завтра. По этой причине мы перестали ездить на гастроли.

— В идеале, какой должна быть ваша специальная группа?

— Если фильм получает федеральное финансирование, в договоре должно быть прописано, что участие оркестр кинематографии. Это может поднять уровень фильма, чтобы дать работу наших музыкантов. Сейчас модно делать звук в Англию. Да, лучше потратить деньги на струнный оркестр. Он будет играть, а объем фильма будет отличаться. Фильм наполнен синтезаторами и непрофессиональные авторы. Мы должны выбраться из трясины. Не могу слышать звуки по радио. В каком состоянии должен быть человек, чтобы писать такие стихи.

— Вы можете вспомнить самый безумный задачи, вы директор?

— Была такая. И это был режиссер Юрий Грымов. К сожалению, об этом я не могу рассказать подробности, потому что вы будете нуждаться запикивание. Композитор, услышав ее, покинул студию, потому что он не смог договориться с директором. Я разговаривал с Юрием и сказал ему задачу снова. Дирижер часто переводчик, модератор, посредник между режиссером и композитором.

Чего мы только не записывали на фильм “Мой ласковый и нежный зверь”! Иллюстрированный всех. Но режиссер Эмиль Лотяну сказал, что это не хорошо. После каждого дубля он выбежал и сказал, что хуже мы играть только в загородном клубе. А знаменитый вальс из фильма звучит так далеко. Записал свои семь проводников. Из семи вариантов для записи звука только, что мне очень приятно.

Режиссер Сергей Урсуляк: “мы работали вместе на “жизнь и судьба”, “ликвидация”, “Тихий Дон”. Для меня единственный счастливый период в производстве картины является запись музыки с оркестром кинематографии под руководством Сергея Скрипки, когда я получаю удовольствие, после ужасов подготовительного периода кошмары съемки, редактирования изображений. Часто композиторы музыкой в разобранном виде. И мне нужна такая же тема с длиной 16 секунд. В 16, не 15, не 17 или 6 секунд. И обязательно поставить музыку в размер кусок экранного времени. Всем этим занимается исключительно Сергея Ивановича скрипки. Как он не понимает. Это фантастика!”

Композитор Юрий Потеенко: “сегодня оркестровым звуком в фильме является тот, который сопровождал нас на десятилетия назад. Благодаря новым техническим навыкам, эстетики современного звучания, оркестр должен звучать по-другому. Благодаря Скрипка Сергея мы нашли возможность работать по-новому на основе старого, чтобы сделать оркестра начинают звучать современно. Сергей Иванович, способные любую задачу. Я давай излагай идею. Он смотрит на меня с удивленными глазами. А потом как в известном стихотворении Кедрина: “архитекторы ответил: “я могу! Скажите мне, Ваше Величество!”.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*