Главная / Культура / Дашкевич вспоминает композитора Гию Канчели: «Наш незримый и абсолютный идеал»

Дашкевич вспоминает композитора Гию Канчели: «Наш незримый и абсолютный идеал»

Умер Гии Канчели. Выдающийся советский грузинский композитор, один из немногих композиторов, который провел в Советском Союзе, чтобы получить звание народного артиста СССР. Работал в кино Георгия Данелия, Канчели по праву разделить славу этого выдающегося кинорежиссера, примерно так же, как Александр Зацепин поделился с Леонид Гайдай, Андрей Петров и Эльдар Рязанов.

Фото: кадры из фильма “Энигма”

Невозможно представить фильм “не горюй”, “Мимино”, “Кин-дза-дза”, “паспорт” без выразительных саундтреков Гия Канчели. Все-таки невозможно представить многие спектакли Роберта Стуруа без музыки Канчели достаточно, чтобы называть их тайной “Стикс”, которая является настоящим шедевром.

Обладая ярким индивидуальным стилем композиции, узнаваемые и не простой, насыщенный, с одной стороны, этнические корни грузинской музыки, а с другой — современные технологии композиторского письма ХХ века, Канчели писал музыку в разных жанрах. Музыковедам еще предстоит оценить его огромное научное наследие, которое, честно говоря, гораздо больше и более значительное, чем его работы в кино и даже театр. Гия Канчели был записан на студии ЕСМ-это уникальный европейский лейбл, который обладает определенной стилистической концепции: писать здесь музыкального авангарда, в котором принципы фактический джаз интегрированы в академическую музыку.

Теперь некрологи в СМИ начинаются со слов “умер создатель “Мимино” и “Кин-дза-дза”. И хочется крикнуть: Люди! Работа великого Канчели даже не о довольно наивные песни “Чита-грита, Чита Маргарита” из “Мимино”! И даже гения, бессмертные, уже давно классическая главная тема из фильма “Кин-дза-дза”. Этот великий музыкант создал семь (!!!) симфоний, многих камерно-инструментальные, оркестровые произведения, выдающиеся вокальные, хоровые произведения.

Посвящение отмечены на его очки, много говорит о личности автора как из эстетических приоритетов и политической. Например, плач — Концерт для скрипки, сопрано и Большого симфонического оркестра памяти Луиджи Ноно — композитора-авангардиста. Или “Ангелы печали” — произведение, представленных им в 2013 году в Берлине, посвященная Михаилу Ходорковскому. Но Канчели гораздо глубже, чем это, конечно, знак сообщения. Он всегда, особенно в последние годы, были гораздо демократичнее и человечнее, чем представители радикального Авангарда, и, конечно, гораздо больше и мудрее, чем некоторые, порой радикальные, политические речи.

В 2017 году, Канчели написал свои последние саундтрек к русско-грузинский фильм “Заложница”, фильм Резо Гигинеишвили, основан на реальных событиях — истории кровавого захвата группой грузинских “мэйджорах” в 1973 году с целью побега из СССР. Музыка есть — совсем замечательно.

Алексей Шелыгин, композитор:

— Основные достижения Гия Александрович был в симфонической музыке. Он изобрел свою собственную форму, связанную с внутренним опытом, очень сильные и современные. Но он не оставил сфере Авангарда. Наоборот, в последние годы пришел к простому стилю, сильно зависит от мелодии. Он имел живые отношения с джазовой музыкой. Она не ограничивается элитарными видами. Тот факт, что он писал музыку для театра и кино, конечно, повлияло на его научные труды. Он казался очень театрально. И переносил на симфонических произведений этой театральности и кинематографичности — интересные конфликты, видимые образы. Для моего поколения — он, безусловно, один из учителей.

Владимир Дашкевич, композитор:

ГИА был замечательный человек, исключительной души. Я помню, когда мы были на отдыхе в Сухуми, Альфреда Шнитке, который в то время был в Пицунде, у меня был инсульт. ГИА проделала огромную работу, буквально не покидая свой телефон, чтобы помочь Альфреду. Обратил Рошаль, Потапова. Из pitsundskoy больнице Шнитке переехал в Сухуми, потом в Москву. Все это сделало ГИА. Канчели-это композитор номер один в мире, от фильма и музыкального театра, где он был выше всех, где он появился настоящие шедевры симфонической музыки. Его симфония-это невероятная душевная песня, а музыка мирового класса. Нет красоты и тепла даже не приблизились к его уровню. ГИА был скромным человеком и никогда о себе не говорить на высоких тонах, но это был наш невидимый и абсолютный идеал.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*