Главная / Экономика / Бензин подорожает на 9 рублей: эксперт предрек дефицит топлива

Бензин подорожает на 9 рублей: эксперт предрек дефицит топлива

Правительство отказалось продлить заморозку цен на бензин, о котором договорились в прошлом году с Ойлерз. Действие договора заканчивается 1 июля. В Кабмине уверены, что в будущем рост стоимости топлива приведет к ограничению механизмов регулирования рынка. Однако до сих пор они не показали свою эффективность. Эксперты предупреждают, что решить проблемы рынка бензина может просто отменить топливный акциз. В противном случае обанкротятся независимых НПЗ, бензин будет в дефиците, цены на них резко возросли, а с ними и инфляция, расходы на питание, коммунальные услуги и транспорт.

фото: Iskoldsky Кирилл

На прошлой неделе состоялась встреча первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера, курирующего ТЭК Дмитрий Козак с участием представителей нефтяных компаний. Стороны решили не продлевать соглашение на ручное управление цены на бензин АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива, фактически они согласились с увеличением стоимости топлива. Единственное ограничение, что стороны устно обсуждали: рост цен на оптовом рынке и АЗС не должно превышать уровень инфляции.

Суть уходящего соглашения является то, что в двух словах сводится к двум вещам. Во-первых, правительство, ФАС и нефтяники заявили, что максимальные цены на бензин и дизельное топливо: допускается индексации на 1,7% в январе, чтобы компенсировать увеличение НДС и 0,33% каждый месяц до июля. Во-вторых, стороны договорились о ежемесячном повышении поставок топлива на внутренний рынок, чтобы избежать дефицита на нем.

Тот факт, что добывающие компании являются более прибыльными (особенно на фоне повышения топливных акцизов), чтобы отправить нефть на экспорт, что на российском рынке может образоваться разрыв, который провоцирует рост цен. Правительство пообещало нефть демпфирования акциз — механизм субсидирования потенциальные потери доходов от экспорта при поставках на внутренний рынок. Однако механизм не слишком эффективно. Теперь он решил доработать законопроект с корректировками демпфера должен быть принят Государственной Думой до 25 августа и заработать еще ранее, с 1 июля. Сама регулировка заключается в том, что в июле будет меняться разница между экспортом и vnutreney цены на бензин и дизельное топливо, то есть компенсации для нефтяных компаний будет увеличиваться.

Предполагается, что источником финансирования для возмещения акциза в этом году станет Фонд национального благосостояния. Сумма компенсации для известных нефтяных компаний: 450 миллиардов рублей. По сути, государство будет лезть в собственные резервы, которых не трогают ни индексации зарплат или социальных расходов.

Идея для потребителей ничего не должно измениться: цены на бензин не должны повышаться на уровень инфляции, прежде чем это было указано в договоре и теперь договорились за кулисами.

Кстати, розничные цены на бензин стоимость составляет только 20% – остальное акцизы и налоги (70%), затраты и прибыль АЗС (10%). Налог на топливный акциз был увеличен с 1 января 2019 года. В самом деле, из-за этого и есть проблема с ростом цен на бензин.

Повышение топливного акциза было ошибкой то, что правительство очень трудно распознать, говорит ведущий эксперт Союза промышленников России Рустам Танкаев. “Для смягчения последствий используется механизм demirali, но он не работает. Подтверждает свою неэффективность, и то, что цены на бензин растут, несмотря на договоренности, которые они совершают. Если механизм работал, не разрушил независимые нефтеперерабатывающие заводы. Их 8 из 37 крупнейших заводов в России, они производят 10% бензина на рынке. Все восемь нефтеперерабатывающих заводов находятся на различных стадиях разорения. Я могу только представить, что будет, если растения пойдут полностью обанкротился, и рынок потеряет одну десятую часть бензина. Один день цены взлетят в 2,5 раза”, – предупреждает эксперт.

Он уверен, что восстановление рентабельности независимых НПЗ и даже снизить розничные цены примерно на 2 рубля может отменить топливный акциз, для которых есть теперь все условия. “Как это ни парадоксально, за счет увеличения бюджета акциз был 450 миллиардов рублей — столько было направлено из фонда стабилизации рынка бензина, то есть возместить масла в демпфер. То есть внешне отмену топливного акциза уже произошло: бюджетные расходы компенсируются доходами, – говорит Танкаев, год назад, когда мы подскочили цены на бензин, что сделало правительство? Снижение акцизного налога. Механизм примитивен и работает. Однако, сделать это снова, видимо, мешали амбиции правительства. Он слишком активно выступал за административного регулирования цен и теперь не хочет признать свою ошибку”.

Еще один возможный сценарий, а не на официальную отмену акциза — пусть цены на бензин в свободное плавание. “Тогда и цены будут неизбежно расти: около 9 рублей за литр АИ-95 в среднем по России”, – сказал наш собеседник.

Росстат сообщил, что в мае и июне цены на бензин увеличились на 17.5%. Рустам Танкаев объясняет: “это цена мелких газовых компаний, которые вынуждены покупать товар у перекупщиков. Другого выхода у них нет, потому что независимые нефтеперерабатывающие заводы вынуждены продавать бензин через биржу. Эти объемы покупки бензина или оптовики или владельцы крупных сетей АЗС, которые придерживаются фиксированных цен государством. Небольшая заправочная станция, и большинство из них на рынке, вынуждены покупать у крупных оптовиков уже в бесплатно. В этой связи, это смешно говорить, что мы имеем стабильные цены на бензин”, – говорит эксперт Союза нефтепромышленников.

Сейчас в России 25 тысяч автозаправка 40% заправочных станций, включенных в вертикально-интегрированную нефтяную компанию. Они поддерживают устоявшиеся цены, но для них большая нагрузка. Остальные 60% АЗС в малых, средних и сбытовых компаний Крупина. Они рискуют из-за бензина политики государства.

Независимые АЗС вынуждены выживать, – говорит Танкаев, они поднимают цены, разбавлять бензин более дешевые компоненты, не добавляйте в танки. В крупных городах таких заправок мало и расположены на склонах или в глубинке, где нет конкуренции. “Ну, мы создали рыночную экономику и конкуренцию”, – горько иронизирует собеседник “МК”.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*