Главная / Экономика / Бензин на распутье: эксперты прогнозируют 50 рублей за литр

Бензин на распутье: эксперты прогнозируют 50 рублей за литр

За последние 20 лет стоимость бензина в России выросла почти в 7 раз. Мало кто помнит, что до кризиса 1998 года, литр АИ-95 обойдется покупателю всего в 6,6 рубля, а сейчас он требует более 45,7 рубля. Статистика кошмар, но сказать, что бензин в России дорожает быстрее, чем другие товары и услуги, не литр молока, в то же время стоил почти в 15 раз дороже.

фото: pixabay.com

По словам чиновников, они нашли лекарство от неконтролируемого роста цен на топливо. “Волшебная таблетка” будет служить механизмом демпфирования для компенсации нефтяным компаниям в обмен на замораживание тарифов на АЗС. Эксперты сомневаются, что такой формат отношений государства с производителями топлива будет долгосрочную гарантию стабильности цен, и делают ставки на то, когда литр бензина в России подорожает до 50 рублей.

Стоимость топлива является одним из наиболее взрывоопасных социальных проблем в нашей стране и интересует практически всех россиян. Даже те, кто не имеет личного автотранспорта. Стоимость перевозки часто занимает львиную долю себестоимости продукта, следовательно, резкое повышение цен перевод мгновенно отражается на розничных цен на большинство потребительских товаров.

Неудивительно, что после скачка тарифов на бензин в апреле-мае 2018 года в ситуацию с ценообразованием на топливном рынке пришлось вмешаться президенту Владимиру Путину. Глава государства потребовал разработать эффективный метод регулирования стоимости нефти и полностью отказаться от ручного отрасли механизм контроля. Правительству необходимо одновременно достичь двух целей: не допустить роста цен на внутреннем рынке и компенсировать потерю прибыли нефтяных компаний, которые они могут получить за счет увеличения поставок за рубеж с ростом мировых цен на энергоресурсы. Последние производители условие каждый раз, когда они добровольно расстаются с потенциального дохода. В общем, чиновники должны были рассчитать, сколько обещают нефтяники для поддержания стабильности розничных цен.

Решение этой проблемы потребовалось около года. Результатом был закон о применении механизма демпфирования, которая должна удовлетворить интересы как государственного, так и производителей. После указа президента, этот документ должен стать иконой топливном рынке страны. Осталось понять только одно: является ли заслонка обладает всеми качествами, о которых говорят представители правительства, или это очередная принять ручное управление, только в слегка отредактированном виде.

Был там демпфер?

Механизм демпфирования, из-за которой чиновники собираются перейти с ручного управления на рынке топливного рынка представляет собой серию поправок в Налоговый кодекс. Наибольший интерес представляют те, которые касаются субсидий, которые правительство обещает выплатить обогатительной фабрики, иными словами, горнодобывающие гиганты, к которым относится большинство НПЗ в обмен на “замораживание” розничных цен.

Для расчета компенсации будет осуществляться по специальной формуле. Сначала определим постоянные — средние оптовые цены на бензин и дизельное топливо в России в определенный период времени. В нашем случае она составляет 51 тыс. рублей за тонну бензина и 46 тыс. рублей за тонну дизельного топлива. Если экспортные цены на нефтепродукты на 10% превышает указанной частотой, то нефтяники могут рассчитывать на компенсацию от государства.

Изначально сумма компенсации устанавливается в размере 60% от разницы между внутренней ценой на бензин и ту же сумму могли бы быть реализованы на внешнем рынке. Вступил в силу с 1 июля новых условиях. Однако незадолго до этого стало известно о дополнительные поправки, касающиеся субсидий. Ряд депутатов предлагали увеличить их размер до 75%. Но сомневаюсь, что в итоге эти поправки будут приняты, практически не происходит, предполагалось, что их критика будет Министерство финансов, не хотят тратить бюджетные средства на различные компенсации. Однако, глава ведомства Антон Силуанов не препятствовать, а Госдума в течение нескольких дней одобрили законопроект.

Любопытно, что решение депутатов совпали с заявлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС), что большинство заводов серьезно отстает от производственных планов топлива: бензин за первое полугодие было выпущено почти 680 тыс. тонн, а дизельного топлива — 900 тыс. тонн меньше, чем планировалось. По данным ФАС, срыв плана производства из-за того, что нефтяные компании не выполнили обязательства по модернизации НПЗ. Такое впечатление, что нефтяные компании намекнули, что они не могут в полной мере реализовать инвестиционные проекты по сдерживанию цен на топливо, поэтому правительству необходимо поторопиться с утверждением повышенной компенсации. За проявление “благородства” масла в демпфер механизма, чиновники предлагают платить во второй половине года до 20 миллиардов рублей.

Выпадающие доходы бюджета, правительство рассчитывает восполнить за счет доплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которая будет работать в четвертом квартале этого года. За каждую тонну нефти шахтеров придется заплатить 150 рублей. Если в октябре-декабре добычу нефти в России, а в 2018 году будет в районе 143 млн. тонн, дополнительные поступления в казну составят до 20 млрд рублей, который чиновники собираются дать производителям бензина, в виде компенсации.

Гонка с инфляцией

Официальные данные показывают, что в среднем в год каждый российский автомобилист заполняет его “железного коня” около 330 литров бензина. В общем, похоже, что годовые расходы топлива низкое — всего 15 тысяч рублей, если заправляться АИ-95. Однако, эта статистика не имеет ничего общего с реальностью. По данным агентства “АВТОСТАТ”, почти половина россиян тратят на топливо более 4 тысяч рублей в месяц, или около 50 тысяч в год. Многовато, но можно терпеть. Между тем, многие жители мегаполисов ежедневно преодолевать на собственном автомобиле расстояние в 40 километров. Их ежемесячная стоимость бензина может превысить 8 тысяч рублей, что почти на 100 тысяч в год. По сути — грабеж! Средняя зарплата в 47,6 тыс. рублей, а вот сколько это в нашей стране, каждый год для удовольствия прокатиться с ветерком должны дать зарплату за два месяца, но что произойдет, если цены на АСП вновь начнут ставить рекорды?

Как утверждает Путин, до недавнего времени власти были в состоянии держать руку на пульсе ситуации на рынке топлива с конца средних бензин 2018 возросла лишь на 1,8%, при инфляции за тот же период составил 2,5%. Однако, заслуга такой стабильности является принцип руководства, это прямая договоренность с нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо. Если не применение проверенные методики, цены на АЗС могут серьезно взлететь. “В краткосрочной перспективе это будет шок для российской экономики и вызвал еще больший ущерб, чем компенсации нефтяным компаниям”, — говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. Однако, то ли заслонка будет панацею, которая позволит навести порядок на рынке топлива и будет работать через него, чтобы держать рост цен в АСП?

Бензин в России стоит дороже. Не менее 4-5%, что останется в пределах инфляции. Это может быть не ограничено. По словам Путина, серьезным сдерживающим фактором в цене топлива приведет к замедлению развития отечественной нефтепереработки. “Только затянуть, чтобы задушить, очень опасно. Это в какой-то момент могут дать очень большой скачок цен”, – предупредил глава государства. Как полагает руководитель аналитического департамента компании AMarkets Артем Деев, демпфер-это прогрессивный инструмент рыночного регулирования ценовой политики на топливо. Когда это правильно и разумно использовать пособие может быть действительно все, и владельцами НПЗ и сеть АЗС, и, самое главное, конечных пользователей.

Однако, существует риск того, что заслонка не долго служат барьером против повышения цен на топливо. “Законопроект выглядит как попытка сгладить колебания цен на нефть и поддержать замедляющуюся экономику. В краткосрочной и среднесрочной перспективе это оправдано. В долгосрочной перспективе, механизм может стать чрезмерной и опасной”, — сказал Купцикевич.

“Эффект демпфера будет продолжительным и вряд ли поможет стабилизировать цены в долгосрочной перспективе, — соглашается начальник аналитического отдела ИК “инстант Инвест” Александр Тимофеев. — Ситуация с поддержкой обработки также является спорным. Учетом НДПИ нефтяные компании фактически остаются “при своих” рост — фискальным сбором исключает компенсацию. Может более эффективные меры быть механизмы прозрачного ценообразования или отменить налоговый маневр”.

Акцию “все по 50”

В июне, когда вступил в силу законопроект о демпфер, тем не менее, не внесены изменения в части повышения размера оплаты, потребительские цены на бензин в России по сравнению с маем, по данным Росстата, выросли в среднем на 0,7%. В ряде регионов топливо выросло в цене более быстрыми темпами: в Туве и Новосибирской области, цены на АЗС выросли на 1,6–1,7%, а в Татарстане — 2.5%. Производители бензина, в свою очередь, подняли цены в июне на 8,6%.

С одной стороны, это говорит о том, что нефтяные компании соблюдают обязательства и вообще держать в узде цены на топливо; с другой стороны, становится очевидным, что потенциал для роста стоимости топлива остается и производители находят способы, чтобы сделать дополнительные деньги. Теперь, если это происходит только в некоторых районах, дальнейшее повышение цен может быть тенденция охватывать и другие регионы. Есть также расчеты, в соответствии с которыми в определенные периоды года нефтяным компаниям будет выгоднее наращивать экспорт и увеличивать внутреннюю стоимость топлива, чем рассчитывать на компенсацию от государства.

Экономист Никита Кричевский уверен, что при нынешней системе будет постоянным ростом цен на бензин больше, чем инфляция, и предлагает ставку, когда литр АИ-95 достигнет 50 рублей. Если это произойдет, то, предупреждает премьер-министр Дмитрий Медведев, правительство будет вынуждено вернуться к непопулярным мерам. То есть, на прямые договоры с нефтяниками заморозить цены, которая положит конец демпфера механизма, на которое так рассчитывают чиновники.

В этом случае, что будет происходить на рынке топлива остается загадкой. Нефтяные компании могут выдвигать свои условия для сохранения цен, в том числе толчок для более компенсации. В 2018 году они улучшили такие же субсидии от 120 млрд до 200 млрд рублей. Компенсации в этом году при текущих ценах на нефть и, соответственно, экспортная стоимость горючего, по их оценкам, может достичь 90-130 млрд. рублей. Вполне возможно, что нефть будет снова торговаться. Стоит отметить, что в апреле представители Министерства финансов заявили, что в этом году добыча компании по сдерживанию цен на топливо из Фонда национального благосостояния 400-450 млрд рублей, а в 2020 году, выплаты возрастут до 1,7 трлн рублей. Мировых котировок на нефть на фоне геополитической ситуации — санкции США против Ирана, продолжающийся кризис в Венесуэле, война в Ливии и Нигерии готовы снова летать. На самом деле, такая компенсация и переливание средств из одного кармана в другой, то есть, в любом случае, они лягут на плечи рядовых россиян.

По словам начальника отдела инвест-идеи “БКС” Нарек Авакян, цены на топливо будут расти, и гораздо быстрее, чем инфляция, и по другим причинам. “Правительство не намерено отказываться от повышения налогов, которое уже превышает в среднем 15 тысяч рублей за тонну бензина. Кроме налогов, есть множество других фискальных сборов, которые оплачиваются производителями топлива”, — говорит эксперт. Действительно, налоговая составляющая в стоимости бензина превышает 60%. Растет она станет предлогом для новой компенсации или разрешения на увеличение цен на АЗС, который потребует от нефтяных компаний.

Как правило, для отечественных автолюбителей наступают нелегкие времена. Помимо стоимости бензина, обратил внимание на партнера агентства “Автостат” Игорь Моржаретто, жители больших городов вынуждены тратить деньги на услуги парковки. Поэтому россияне начали регулярно думаю об отказе от ежедневных поездок в пользу общественного транспорта. В этих обстоятельствах нельзя исключить, что подобные мысли будут приходить более часто и в очередной раз превратить обычный автомобиль в предмет роскоши.

Динамика роста цен на АИ-95 на 10 лет (в рублях за литр) *

2019 – 45,7

2018 – 40,9

2017 – 38,5

2016 – 36,7

2015 – 35,4

2014 – 32,5

2013 – 30,4

2012 года составила 28.3

2011 – 25,3

2010 – 23,2

По данным Росстата, на соответствующих сайтах.

* — цены указаны на начало каждого года.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*