Главная / Культура / Андропов заступался за Марка Захарова: история про “Юнону и Авось”

Андропов заступался за Марка Захарова: история про “Юнону и Авось”

С первых дней эпопеи “Ленком” Марк Захаров, над ним нависла тень КГБ. Бдительные товарищи из щепетильностью образом контролировало КГБ завалили “идеологически опасных” планы нового главного режиссера и без того не самых надежных московских театров. Некоторые эпизоды из далекого советского времени, “МК” рассказал ветеран 5-го “идеологического” управления КГБ полковник в отставке Дмитрий Ковалев.

Фото: Александр Астафьев

Как Казанский отстоял “Юнона” и “Авось”

В начале 1970-х годов. “Худшие” времена построения в СССР развитого социализма.

Есть два, как сейчас, никто не сомневается великий человек: Марк Захаров и Андрей Вознесенский. Их объединила идея создания советской рок-оперы. Сценарий, стихи были готовы достаточно быстро, композитор Алексей Рыбников написал великолепную музыку… теперь мне нужно писать, что “Юнона” и “Авось” в студии звукозаписи “Мелодия”. Но узаконить не получится: чиновники от культуры не присвоить государственный регистрационный номер новой рок-оперы. (Слово тогда в Советской России вызвал на более высоком уровне неприятные подозрения “подрывного влияния буржуазной идеологии”.) Но номера нет и не может быть и речи о записи на “Мелодии”. Но lancombe обманули: мы записывались ночью. Используя его сцене и популярности экране, актеры убедил пожарных на дежурстве в студии звукозаписи, и впустил их в дом поздно вечером, закрыть изнутри и выпустить в раннее утро. Секретность работал, даже Комитет ничего не знаю…

Наконец-то первые (закрытые, конечно!) просмотр оперы в Курчатовском ДК. Этот запуск был Пьер Карден, который после шоу бросил одну фразу: “Я беру его и пригласить всю компанию в Париж”.

Там были пикантные ситуации с международным оттенком: “экспорт” рок-оперу, но это по сути незаконно! Чтобы устранить эту вопиющую ситуацию, председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов был брошен “на амбразуру” “главной артиллерии” — руководитель нашего 5-го управления генерал Филипп Денисович Бобков. Он просто встретился с представителями Министерства культуры.

— У вас есть конкретные претензии к опере “Юнона” и “Авось”?

— Нет.

— Что-то не нравится? Плохо? Но, может, есть и положительные моменты?

Получить “инспектор” профиль minculescu управления и подотчетен общему:

— Нам понравилось, как отражением того (здесь чиновник начинает лихорадочно листая записную книжку)…… образ Казанской Божьей Матери”.

Бобков, ” видишь?” Так что отпустите “Ленком” в Париж!”

Сухой голос из зала:

До встречи с Любимовым! (Опальный отблеск на Таганке, проживающих за рубежом.)

Бобков: — вы не должны беспокоиться.

В конце концов, “Ленком” повезло, что этот ее новый музыкальный спектакль во Франции, где “Юнона” и “Авось” ждал оглушительный успех.

…В свой первый парижский вечер, В ролях Николай Караченцов шел вместе с Юрием Любимовым ночью французская столица!

Однако, это не означает, что во время своего пребывания на холме актеры и их лидер остался без “глаз”.

Предупреждение КГБ

Конечно, во время зарубежных гастролей театральной труппы в сопровождении были ее товарищ в штатском. Он зорко следил за поведением и моральным обликом своих игроков lenkorantsev. Иногда даже пытался предпринять упреждающие профилактические меры.

Вот какой эпизод позднее вспоминал Марк Захаров.

Однажды вечером, после спектакля, в его комнату постучались в дверь. За дверью стоял вышеупомянутый товарищ в штатском, который строго приложил палец к ее губам, его правый глаз указал в потолок, а левый, выходит в коридор и быстро скомандовал:

— Собирайтесь! Мы ждем вас в холле! Нам нужно поговорить.

В холле на первом этаже повторяется та же картина. “Куратор” показал глазами на выход и коротко сказал:

— Жду на улице.

Однажды на улицах Парижа в ночное время, Захаров едва не отставать от своего наставника.

Наконец, он решил спросить:

— Мы будем работать на пленэре? Как barisonzi?

Шутка товарищ сопровождающий не понравился, и он сразу перешел к делу:

— Марк Анатольевич! Мы получили доказательства, что спецслужбы противника обращать внимание на гастролях вашего театра во Франции. Возможны провокации…

— Да? — искренне удивился директор. Но я ничего не знаю об этом…

В связи с этим, необходимо усилить контроль за членами труппы. Особенно среди секретоносителями…

— …Тогда я очень плохо себя чувствовал… потом признался, что думал об этой истории, Захаров.

Только через минуту он смог выдавить:

Но я понятия не имела, что среди актеров и сотрудников “Ленкома” есть лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, которые…

Закончить главный режиссер театра товарищ в штатском дал и строго поставил задачу:

Особенно надо усилить наблюдать за ними!

…И с этими словами он скрылся в кустах рядом лес Барбизон.

Марк Анатольевич долго потом задумчиво прошелся по Елисейским полям. Думая о специфике действия враждебных спецслужб направлены к советской интеллигенции.

Так что ни на какие рациональные выводы потом он пришел. А позже рассказал об этом случае только через много лет, с присущим ему юмором и стиль нижнего левого угла губ вниз.

А насчет “куратора” из КГБ?

Он, как и ожидалось, после поездки в Париж, выступил с докладом, где в красках расписал, а потом как он поручил руководителю “Ленкома” ночь в кустах на Елисейских полях.

Отчет пришел на стол, начальник 5-го управления генерал Бобков. Больше этот бдительный офицер заграницам не ездил. Даже в Болгарии!

И Филипп Денисович при первой же возможности, извинился перед Марком Анатольевичем, за его нерадивых подчиненных. Смеялись вместе…

“Читайте онлайн-трансляцию церемонии прощания в “Ленкоме”

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*