Главная / Культура / 45 лет назад состоялась «Бульдозерная выставка» художников-нонкоформистов

45 лет назад состоялась «Бульдозерная выставка» художников-нонкоформистов

Любительская выставка положила начало “смерти” социалистического реализма

Юноша краем уха слышал, наверное, об этой выставке: полностью любительская, устроили на пустыре и разошлись механические бульдозерами под предлогом “субботу”. Почему власти приняли этот день, чтобы очистить пустырь понятно: чтобы предотвратить художники-нонконформисты, те кто не хотят рисовать шахтеров в стиле Дейнеки (несмотря на то, что это хороший художник, но к тому времени этот стиль уже полностью выродились), показать легенду “люди”, что Советский Союз не только стахановцы изображают. Эта выставка, “бульдозер”, затем стал притчей во языцех: о нем говорили в течение десятилетий, он в Юбилейном в 1994-м году был широко отпразднован в Новороссии и в ее, это может показаться смешным, затесались и те, кто не были там. Смешно, но не слишком много: тех, кто уже выставлял на свой страх и риск тогда, в этой пустыне, теперь знаковых, рисковал не только карьерой (и не было), но свобода. То есть может в режиме реального времени.

Искусствовед и коллекционер Алексей Цыганов отметил имена тех, кто там был:

  • Оскар Рабин
  • Евгения Рухина
  • Владимир Немухин
  • Лидия Мастеркова
  • Надеюсь, Уэльс
  • Юрий Жарких
  • Александр Рабин
  • Борух Штейнберг
  • Александра Меламида
  • Виталий Комар
  • Анатолий Брусиловский
  • Василий Ситников
  • Валентин Воробьев
  • Игорь Мастерки-Холин
  • Цыганов:

    Участники бульдозер, рискуя потерять все, чтобы быть осужден за антисоветскую деятельность или попасть в психиатрическую больницу на неопределенный срок, совершила поистине героический поступок. На полную свободу самовыражения в искусстве было еще далеко, но первый шаг был сделан, и благодаря ему через две недели в Сочи тысячи людей смогли увидеть более сотни работ художников-нонконформистов.

    Как один из главных идеологов этого мероприятия коллекционер Александр Глезер:

    Столь неприглядном месте, как пустошь, мы выбрали по простой причине: выставка картин на площади, улице или набережной, можно легко считать в соответствии с советским законодательством как нарушение общественного порядка”. На пустыре, ни люди не ходят, ни машины не работать, так сломать невозможно.

    Цыганов:

    Существует также еще один “важный” аспект, так раздражает КГБ и властей, которые считали готовящейся провокации “еврейского заговора”. В сознании советских людей систематически внедряет идеи о том, что резерв для сионистской буржуазии, империализма и, следовательно, несколько евреев, живущих в СССР. Евреев обвиняли в связях с Израилем, с которым СССР разорвал дипломатические отношения в 1967 году. В мае 1974 года, во время концерта дом Виталия Комара и Александра Меламида, полицейские арестовали и подвергли унизительному допросу. “Как тебе нравятся еврейские фотографии? — усмехнулся бригадир. — Как только вы получаете к нам, вы будете без работы.

    Сегодня “Бульдозерной” выставки уже стало частью истории Авангарда в России, где, как оказалось, была всегда параллельной искусства – в живописи, в кино (в фильме его было еще труднее, и все же) в литературе (яркий пример – судьба книги Венедикт Ерофеев). За фасадом социалистического реализма, скрывался совсем другой эксперимент, показывающий, что Россия, как сказал Достоевский, частью Европы.

    Оставить комментарий

    Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

    *