Главная / Культура / 100 лет драматургу Александру Володину: «Художник, не предавайся сну»

100 лет драматургу Александру Володину: «Художник, не предавайся сну»

Драматург Александр Володин, родился в один день с другим великим художником — Борис Пастернак. Строки из стихотворения «ночь» ярко описывает жизнь и творчество Володина, «Не спи, не спи, художник, не предавайся сну. Ты-вечности заложник, у времени в плену». Он прошел Великую Отечественную войну, где ты храбро сражался, был ранен. Испытали на себе все мерзости «борьбы с космополитизмом» в конце сороковых годов, а его спектакли стали одним из символов «оттепели».

Вся страна знает фильмы, снятые по произведениям Александра Володина. Достаточно перечислить лишь несколько из них: «Пять вечеров», «Осенний марафон», «с любимыми не расставайтесь», «старшая сестра».

Я помню около пятнадцати лет назад я, тогда еще подросток, я наткнулся на телевизионную программу о Володин. Что он великий драматург, мне было неизвестно. На экране появился старик, поразил своей скромностью, умом и — что особенно бросилось в глаза — какая-то внешняя нищета и беспорядок. Здесь он грязный автобус и говорит о любви, прогулки по улицам Петербурга на прохожих, отличающихся от них, что глаза уже в других мирах…

Александр Моисеевич не в 2001 году, а в этом году ему исполнилось бы сто лет.

«Не могу напиться с неприятными людьми»

— Биография нашей дружбы условно расположен между тремя ярлыками. «Марина! Как жаль, что ты не моя дочь!» — писал Володин будь то в 1990 или в 1991 году, в третьем ряду театра, пишет «МК», театральный критик, главный редактор журнала «Петербургский Театр» Марина Дмитревская. — Мы случайно дали места рядом. Володина я почему-то знала, отдала владельцу, но он не имел абсолютно никакого продолжения.

— Он даже хотел усыновить тебя?

— «Вы как хотите, а я принял ее», — написал он, когда появился журнал «Петербургский театр». Тогда мы решили сначала позвонить в редакцию гардероб — «Радиге» атмосфера — это Володина. Он пил водку и писал на листе заявление. Кусок висит на редакционной стене: «Мариночка! Несмотря на наследство, быть счастливее! Моя девочка! Жить лучше, чем я прожил свою жизнь. И вы — искупление моих грехов», — писал в дни своего 80-летия, когда давно я открыла для себя «тяжелое наследство»: в неспособности сказать «нет», каждый день желание забиться в угол, неумение сдерживаться и молчать…

— Это в самом деле герой его драмы?

— Александр Моисеевич был абсолютно свободным человеком, хотя он всегда чувствовал отсутствие свободы. Мне кажется, что большинство его свобода проявляется в том, что он искренне объявил и сделал достоянием искусства два своих личных драмах: «Осенний марафон» — фильм на все времена привез свою «горькую жизнь изгоев», и «записки нетрезвого человека» в традиции русской литературы узаконенная идеология пить как релиз. Однажды мы с Володиным была достигнута договоренность, что как только он хочет пить — он будет набирать мой номер. И он называется: «Я выпью 50 грамм и у вас есть время поговорить?» Я заменил 50 грамм три раза в день.

— Какие мероприятия, посвященные столетию Володин, ожидается?

— Когда не было еще и сорока дней с его смерти, я испытал шапочное знакомство, то режиссер Виктор Рыжаков: «давайте сделаем фестиваль Володин». И теперь, в дни 100-летнего юбилея, мы уже 15-й. Мы сохранили жизни Володин. Театры ставят его все больше и больше. Например, в театре На Литейном-отличная программа.

«Ты помнишь как все начиналось…»

Володин начал не с пьес и рассказов, выпустил свой первый сборник прозы в 1954 году. Однако в 1955 году он дебютировал как драматург с пьесой «Фабричная девчонка». История противостояния человека и команда стала откровением для советского зрителя, который только начал оправляться от ужасов сталинизма и въехать в Новое время «оттепели». Одним из символов «оттепели» и становятся творения Володин. «Фабричную девчонку» в Ставропольском театре, и вскоре в московском Театре Армии. Более шестидесяти лет прошло со дня первой премьеры спектакля, и интерес к трогательной и вместе с тем глубокий володинская история продолжается. Режиссер Владимир Панков поставит «Фабричная девчонка» в Центре драматургии и режиссуры со студентами ГИТИСа. В интервью «МК» он сказал об этом спектакле.

— Почему вы решили обратиться к «Фабричная девчонка»?

Это потрясающий, точный текст. Он прошел весь отбор нужных слов. Короткие диалоги, реплики… кажется, что их можно заменить, ничего подобного. Они так в точку написано! Володин, человек советской эпохи, сохраняя преемственность от классики. От этого возникает определенный ритм, смысл, и поэзию, и все вместе — чувственность и трепетность. Это не достаточно для нашей современной драматургии, в котором много мусора и ненужных слов. Сегодня существует очень мало эмоций. Все концептуальные стали очень заумные. Кто-то сказал: «Мы часто боимся банальности, но не вижу простоты». И в драматургии Володина эта простота и наивность, которой я восхищаюсь.

— Как очень маленькие дети воспринимают драма Володина?

— Студенты открывают для меня Володина снова. Удивительно, когда маленькие дети очень трогательное советское прошлое и беседует с ее современным языком об этом. Они не знают ничего о том времени, кроме того, что я слышал на уроках истории. Затем они прочитали, что это плохо. Мне тоже интересно, где они найдут хорошее эпохи.

— Это работает?

— Вы знаете, ребята, попадая в это советское прошлое передается на уровне ДНК, и чтение воспринимается лучше, чем, например, пьесы современного драматурга Мартина Макдонаха. Люди, которые никогда не были пионерами, и я не знаю что это, но генетически они отвечают. Когда молодой человек выходит на сцену и говорит лозунгами коммунизма и ленинизма, принимает вас врасплох. С одной стороны, это вдохновляет вас, и вы видите, что эта чистота и красота, а с другой-это ужас и думаю: «что это?! Это оборотная сторона фашизма. Определенные диктует, как жить, как строить, и мы хотим вырваться из этого здания. Нам нужны индивидуальности, но обоюдоострый меч. Ну, ты сбежал, а потом что?» Вот это странная вещь. Героиня «Фабрика девушки» потерялся, но пришел к гибели. Отказ от всех традиций, будь то советского или иначе, ведет в тупик. Мы говорим об уважении к прошлому…

— Вы упомянули о современном языке, что молодые люди говорят о прошлом. Значит ли это, что в вашем высказывании вы несколько модернизированные диалоги володинская?

— В любом случае. Может изменить некоторые режиссерские курсы, поставил вместо одной двуспальной кроватью, что какая-то атрибутика. Для меня важно, чтобы текст Володина осталась неизменной. Нужно стараться уважать автора, чтобы тщательно построить диалог с ним: не хамить, но не potamotrygonidae.

«У вечности в плену»

За свою долгую жизнь Володин работал со многими выдающимися режиссерами. Что такое легендарный Георгий Товстоногов, который поставил в БДТ несколько пьес Володина — самый известный «Пять вечеров» (1959) и «моя старшая сестра» (1961). Потом эти шедевры появятся в фильмах Никиты Михалкова с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным и Натансон Георгий Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Михаил Жаров. И первым исполнителем володинская Дульсинея Тобосская была легендарная Алиса Фрейндлих. Главный художник театра, выдающийся сценограф Эдуард Кочергин рассказал «МК» о своем знакомстве с Володиным.

— Вы принимали участие в создании нескольких пьес Володина. Расскажите об этих постановках.

— Я делал показы спектаклей по его произведениям в театр и Малый драматический театр. Например, участие в постановке Льва Додина «по дороге к Солнцу» по одноактным пьесам Володина. Главное для меня было передать настроение. Не в буквальном смысле, Володин, и что осталось скрыто за свой текст, но он сам чувствовал. Володин был доволен, что мне удалось совместить свою историю в одно действие и при этом сохранять лирическое настроение.

— И какого рода человек был Александр Моисеевич?

— Он был замечательным человеком. Спокойный, добрый, мудрый. Драматург, который чувствовал, что современность не публицистический, злободневный, и внутренне, философски. Это было его очарование. Володин не использовать силовые приемы, но нормальным, человеческим языком пытался говорить о времени. Он абсолютно искренний писатель.

— Что, на ваш взгляд, главная особенность драматургии Володина?

— Когда Володин пьесы появились в конце 1950 — х-начале 1960-х годов, они были абсолютно не официальном симулировал восторг, глупая идеология. Он писал о людях. О маленьких мальчиков, которые жили своей жизнью и не страдал, волновался. Это было неожиданно для того времени.

* * *

10 февраля, в день 100-летия Александра Моисеевича, его друзья и коллеги пойдут на Комаровское кладбище, и там будет водка, бутерброды и первый тост за юбиляра. А вечером после спектакля в зале будет, как всегда, буфетчицы, и сделать каждого зрителя рюмку водки со словами «не могу напиться с неприятными людьми». Это он, Володин, слова-девиз тех, кто помнит этот драматург и человек во все времена.